КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Гендина Н.И.
Гендина Н.И. Информационная культура учителя: концепция формирования и региональный опыт (2003).
Становление информационного общества и смена парадигмы образования как причины возрастания роли информационной культуры личности. В современном мире впервые за всю историю человечества информация и знание начинают играть доминирующую роль по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Именно за счет информации и знаний делается попытка решения глобальных проблем человечества: восполнения уменьшающихся запасов сырья и энергии, поиск компромиссов между человеком и природой и тем самым, решения проблемы выживания.
Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последние годы информационными войнами. Полнота и надежность информации все чаще ассоциируются с властью. Использование информации всегда рассматривалось как важнейший фактор власти военной, политической, управленческой, личной. Но сегодня эта связь становится еще более прямолинейной. Все это диктует необходимость отношения к информации как важнейшему фактору, определяющему многие парадигмы развития общества, которое, осознавая это, формулирует свое новое название – информационное общество.
Переход к информационному обществу требует существенных изменений в системе образования, поскольку информационное общество принято также называть «обучающимся обществом». Осознание обществом необходимости непрерывного образования, которое сопровождало бы весь период активной деятельности человека, совпало с открытием того факта, что современная система образования не располагает средствами учить учиться и развивать достаточно устойчивую мотивационную основу данного вида деятельности. Именно в этом и проявляется кризис мировой системы образования, которым столь обеспокоены ученые и педагоги — практики всех стран. Точно также нет средств, формирующих убеждение в том, что ни одно знание не надежно, что основу надежности дает лишь процесс поиска знаний, длящийся всю профессиональную жизнь
К этому времени специалистам стало ясно, что дело не в плохих учителях или учащихся, что основу кризиса составляют глубокие противоречия:
n между ориентацией образования на передачу учащимся как можно большего объема производимого знания и физической невозможностью усвоения лавины знания;
n между традиционным "поддерживающим" образованием, рассчитанным на относительную стабильность общества и постепенность протекания социальных процессов, и все более динамично и сложно развивающимся социальным миром;
n между культурно-национальной спецификой образовательных систем и потребностью современного технологического мира в единых стандартах образования и т.п.
Новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия "образования для будущего". Суть ее состоит в смещении основного акцента с усвоения объема информации на развитие самостоятельного (критичного) мышления, в обучении решению задач, а не использованию готового знания, в оттачивании навыков работы с любой информацией, с разнородными задачами, с "новизной". Широко известна метафора, образно иллюстрирующая суть новой парадигмы: отправляясь в путешествие, следует не набивать рюкзак готовыми продуктами, а захватить с собой орудия, позволяющие добывать пищу в любом месте.
Таким орудием, обеспечивающем «добычу» знаний, являются особые знания и умения работы с информацией. Иными словами, успешность добывания знаний существенным образом зависит от уровня информационной культуры. Понимание того, что уровень информационной культуры для современного человека является необходимым условием его успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности в любой сфере, становится постепенно прописной истиной. В полной мере эта истина справедлива для сферы образования, причем в приложении к самостоятельной работе обучаемых ее важность осознается отчетливее всего, ведь самостоятельная работа по сути своей и является не чем иным, как освоением аккумулированных в различных информационных источниках знаний.
Информационная культура личности: объем и содержание понятия. В силу многозначности исходных компонентов «информация» и «культура», само понятие «информационная культура» имеет различные толкования, характеризуется наличием у него множества родственных, взаимозаменяемых терминов, используемых зачастую в качестве условных синонимов. К их числу относятся термины «информационная грамотность», «библиотечно-библиографическая культура (грамотность, знания)», «информационная, компьютерная культура (грамотность, осведомленность)», «экранная культура», «культура чтения» и целый ряд других. Эта ситуация объясняется тем, что исследования по информационной культуре проводятся представителями самых различных наук (информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, логики, стилистики текста, прикладной психологии, культуры чтения и др.). Следствием этого явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры. Нам представляется, что такая ситуация будет сохраняться еще долгое время. Однако для организации практической работы образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи нами предложена следующая трактовка понятия «информационная культура личности»:
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе (1, с. 32).
Уточнить объем и содержание данного понятия можно, указав состав совокупности знаний и умений, характеризующий личность с развитой информационной культурой:
1. Наличие определенного информационного мировоззрения, представление о таких общих понятиях, как информационное общество, информационные ресурсы, информационные потоки и массивы, закономерности их функционирования и организации и др.
2. Умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы и предъявлять их любой информационно-поисковой системе, как традиционной, так и электронной, компьютерной.
3. Способность осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных систем и сетей.
4. Обладание навыками анализа и синтеза информации (например, составление простого и развернутого планов, конспектирование, аннотирование и реферирование, подготовка обзоров, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок к научной работе, списка использованной литературы и т.п.).
5. Владение технологией информационного самообеспечения: умение использовать полученные знания, найденную, приобретенную информацию в своей учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.
Концепция формирования информационной культуры учителя. Предлагаемая концепция формирования информационной культуры учителя базируется на предложенной нами в (1, с.32-39) общей концепции формирования информационной культуры личности и включает обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования; разработку специального учебного курса «Основы информационной культуры учителя» как базы информационного образования, представление механизма реализации информационной подготовки педагогических кадров.
Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Особую роль в решении этой сложной и масштабной задачи призваны сыграть учителя.
Роль информационной культуры в структуре профессиональной деятельности учителя определяется следующими факторами:
n резкое увеличение объемов информации, обусловленное ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;
n неизбежное рассеяние информации, вызванное дифференциацией и интеграцией современной науки;
n быстрое устаревание знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм;
n вечный дефицит времени, в состоянии которого пребывает современный педагог.
Эти факторы переводят задачи самообразования и повышения квалификации учителей в разряд весьма сложных и трудно решаемых, требующих особой профессиональной подготовки, к оторую может обеспечить специальный курс «Основы информационной культуры учителя».
Цель разработанного нами курса "Основы информационной культуры учителя" состоит в упорядочении разрозненных, несистематизированных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, формированием информационного мировоззрения учителя и целостного представления об "информационной картине мира".
Основными задачами, решаемыми в ходе его изучения являются:
- ориентация в информационных ресурсах по образованию и педагогическим наукам;
- освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;
- овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;
- осознание возможностей новых информационных технологий в образовательной деятельности;
- развитие умений и навыков работы с компьютером для сбора, обработки, хранения и использования информации в работе учителя.
Решению этих задач подчинена структура курса, который должен развить знания, умения, навыки по информационному самообеспечению многогранной профессиональной деятельности учителей (учебной, воспитательной, опытно-экспериментальной, организационной, административной и т.д.); содействовать росту их учебно-методической квалификации, повышению качества обучения учащихся, усилению роли учителя в повышении информационной культуры школьников.
В структуре курса выделяются следующие разделы:
n "Информационные ресурсы и информационная культура общества",
n "Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации";
n Аналитико-синтетическая обработка источников информации";
n "Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской и др.) деятельности учителя";
n "Информационная культура личности и новые информационные технологии".
Основными отличительными чертами курса "Основы информационной культуры учителя " являются:
n деятельностно-ориентированная направленность и практическая нацеленность;
n междисциплинарный, интегративный характер;
n ориентация на использование формализованных, алгоритмических методов аналитико-синтетической переработки информации
n активное использование при обучении возможностей новых информационных технологий.