Воспоминания Азы Сергеевны Букановой




Аза Сергеевна Буканова

работник метеорологической службы Горно-Алтайского аэропорта (1958-1996 гг.)

 

В Майме впервые приземлился маленький (наверное, Як-12) самолет где-то, примерно, в конце сороковых годов прошлого столетия. Помнится, мы, ребятня, бегали смотреть самолет. Приземлился он на площадке в конце улицы Солнечная.

«Старый» аэропорт «Горно-Алтайск», как мы его называли, кто работал в те годы, был расположен, если кто не знает, на поле между платовским мостом и трактом. Дорога в Платово проходила недалеко от взлетной полосы. Были мы приписным аэропортом Барнаульского объединенного авиаотряда, в феврале 1992 года переименованного в Барнаульское государственное авиапредприятие.

В мою бытность начальником аэропорта был Казанцев Виктор Вениаминович, а потом Беззубцев Алексей Кузьмич. Начальником метеостанции был Зяблицкий Николай Степанович.

Летали на самолетах Як-12, Ан-2, Ми-2, Ми-4. Пассажирские рейсы выполнялись в Барнаул, Бийск, Турочак, Усть-Коксу. Почтовые рейсы и вылеты по санитарному заданию (вывоз тяжелобольных из отдаленных районов) выполнялись по всей, в то время, Горно-Алтайской автономной области.

Аэропорт насчитывал девять домов. В одном доме были расположены: кабинет начальника аэропорта, радиобюро, метеостанция, авиадиспетчер, авиакасса, зал ожидания и небольшой магазинчик. В одном из двухквартирников была столовая для работников аэропорта и комната отдыха для пилотов, а в остальных домах жили работники аэропорта. Около тракта был дом ремонтного работника ДРСУ. В аэропорту был колодец с «журавлем». Электричество давал свой дизельный движок. Периодически приезжала кинопередвижка, показывал нам кино Мурзин Михаил. В этом небольшом поселении проживали семьи летчиков Моргуновы, Першины, Еремеевы, семьи работников Поздняковых, Бирюковых, Поповых, семья начальника метеостанции Зяблицкого Н.С.

Во время наводнений аэропорт постоянно затоплялся, да и на этом месте в развитии аэропорта перспективы не было, а авиация развивалась. И было принято решение о его переносе на новое, более высокое место, где и сейчас он расположен.

В конце 1968 года «новый аэропорт» был введен в эксплуатацию, но он так и оставался приписным к Барнаульскому. Начальниками аэропорта были Беззубцев Алексей Кузьмич, Копытов Геннадий Иванович, Смирнов Борис Иванович и другие.

В эти годы стали летать на самолетах Як-40, Л-410 (Элочка), вертолетах Ми-2, Ми-8. Летали в Барнаул, Новосибирск, Усть-Коксу, Артыбаш, Таштагол, Балыкчу, Улаган, Акташ, Красноярск, Абакан, Алма-Ату, Рубцовск, Усть-Каменогорск.

Только на Артыбаш в летнее время выполнялось четыре рейса в день. В те времена в летние месяцы перевозили до десяти тысяч пассажиров и более.

С 1 июля 1993 года было создано самостоятельное государственное авиапредприятие «Горный Алтай». Командиром был назначен Глуховских Валерий Павлович. В настоящее время он является заместителем генерального директора (Генеральный директор Круглов Сергей Федорович, ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск»).

1990-е годы были очень трудными, это все знают. Пассажиропоток стал падать, выполнение рейсов, можно сказать, прекратилось. Но аэропорт не закрывался, выполнялись договорные рейсы. Обслуживалась авиалесоохрана. Авиапредприятие находилось в собственности республики.

С ноября 2010 года 100% акций ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» находится в собственности Новосибирской мостостроительной компании ОАО «Сибмост».

С декабря 2010 года, после пятнадцатилетнего перерыва стал выполняться регулярный рейс на самолете АН-24 «Новосибирск – Горно-Алтайск».

После реконструкции всего аэродромного комплекса аэропорт стал всепогодным и пригодным для приема таких типов воздушных судов как Ту-204, Боинг-737, -757, -767, аэробусы 319. 320, 330. Официальное открытие аэропорта состоялось в ноябре 2011 года.

30 мая в 5 часов 55 минут в нашем аэропорту впервые совершил посадку самолет аэробус А-320, следовавший рейсом Москва – Горно-Алтайск. Командиру воздушного судна Борисенко Сергею Валентиновичу Глава Республики Алтай Александр Васильевич Бердников присваивает звание почетного жителя республики.

Сейчас выполняются рейсы в Москву, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Уфу, Екатеринбург. География полетов расширяется. В 2017 году планируется открытие рейсов на Омск, Иркутск, а далее возможно и в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Белокуриху. Будут восстанавливаться аэропорты Усть-Кокса, Кош-Агач.

Небо над Маймой оживает – душа радуется! Но вот обидно, что о нас, работавших ранее в аэропорту, совсем не вспоминают. Хотя бы два раза в год поздравили нас, ветеранов труда с днем гражданской авиации (9 февраля), и с днем людей «золотого возраста», исполнили бы гимн наших вертолетчиков: «Летчик над тайгою точный курс найдет, прямо на поляну посадит вертолет», вспомнили всех, кто стоял у истоков летного дела на Алтае. Мы помним и скорбим о нашем замечательном вертолетчике Володе Пидопригоре. В Майме живут семьи тех, кто начинал первым летать над вершинами гор Алтая, первые вертолетчики, работники аэропорта.

Менялись места, менялась принадлежность, но имя, которое дается при рождении, не менялось, а поэтому нашему аэропорту 31 декабря 2018 года будет 50 лет. Это точно и официально. А по факту нашему аэропорту более 60 лет. Уважаемые жители республики, кто работал на старом аэропорту, откликнитесь!

Аза Сергеевна Буканова январь 2017 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: