(педагогическая диагностика)
5.Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности ( методика Г.В. Репкиной)
предназначена для оценки степени сформированности учебной деятельности школьника.
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она выступает в качестве непосредственной основы его развития. Становление учебной деятельности у школьника - это процесс формирования умения учиться - самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения. Как любая другая человеческая деятельность, учебная деятельность имеет четкую структуру, в которую входят:
· актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
· определение конечной учебной цели - мотивы;
· предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
· выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
· действия контроля;
· действия оценки.
Таким образом, о высоком уровне сформированности учебной деятельности, можно говорить в случае осознанного (рефлексивного) и самостоятельного осуществления школьником трёх её компонентов - мотивационного, операционального и контрольно-оценочного.
1-высокий 2-средний 3-низкий
Учеб.-познават. | Целеполагание | Учебные действия | Действия контроля | Действия оценки | ||||||||||
Методика Г.В. Репкиной | Методика Г.В. Репкиной | Методика Г.В. Репкиной | Методика Г.В. Репкиной | Методика Г.В. Репкиной | ||||||||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
0% | 48%-12 уч | 52%-13уч | 0% | 60%-15 уч | 40%-10 уч | 0% | 52%-13 уч | 48%-12 уч | 0% | 72%-18 уч | 28%- 7 уч | 0% | 60%-15 уч | 40%-10 уч |
6. Оценка коммуникативных универсальных учебных действий (анкета учителя)
Методика отслеживания уровня коммуникативных навыков у учащихся (Г. А. Цукерман)
Коммуникативные УУД | |||||||||||
Активность в дискуссии | Исполнительность | Догадливость | Обращенность на других | ||||||||
Экспертная оценка (Цукерман) | Экспертная оценка (Цукерман) | Экспертная оценка (Цукерман) | Экспертная оценка (Цукерман) | ||||||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 руовень | 2 уровень | 3 уровень |
20%- 5 уч | 44%-11 уч | 36%- 9 уч | 12%- 3 уч | 84%-21 уч | 4%- 1 уч | 20%- 5 уч | 64%-16 уч | 16%- 4 уч | 0% | 92%-23 уч | 8%- 2 уч |
По методике А.Е.Хасанова «Адаптация учащихся к школе»
(анкета для учителя)
Уровень адаптации | ||||
Экспетрная оценка (Хасанова А. Е.) | ||||
Высокая степень | Хорошая степень | Средняя степень | Низкая степень | Дезадаптация |
68%-17 уч | 24%-6 уч | 4%-1 уч | 4%-1уч | 0%-0 уч |
Выводы и рекомендации: Большинство учащихся успешно адаптировались к условиям обучения в школе, имеют высокий и хороший уровень мотивации, удовлетворены школьной жизнью. В классах большинству детей знакомы и принимаются основные школьные правила. Работа педагогов способствует формированию новому виду деятельности – учебной.
Но, в некоторых классах есть и учащиеся c нарушением адаптации. Причинами может служить как интеллектуальная и личностная неготовность ребенка к школе, так и проблемы в семейном воспитании и взаимоотношения со школьным коллективом. Эти дети нуждаются в дополнительном, углубленном обследовании причин дезадаптации, а также в создании условий, которые помогут в дальнейшем ребенку адаптироваться.
Причины
-Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности
-Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей
-Неспособность произвольно управлять своим поведением
-Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)
-Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)
-Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей
-Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»
-Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)