Сообщение
Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей. Данное право регламентируется Конституцией РФ, Федеральными законами и актами Президента РФ. Так, статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Также Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования.
Главный критерий классификации права природопользования- вид используемого природного ресурса. Таким образом, выделяются права:
· землепользования
· лесопользования
· водопользования
· недропользования
· пользования животным миром
· пользования растительным миром вне лесов
· пользования атмосферным воздухом.
Также, право природопользования бывает:
· постоянным (без определенного срока)
· срочным
Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут).
Разделение природы на отдельные компоненты и природные объекты обосновано существованием специального правового регулирования их использования, охраны различными нормативными правовыми актами (Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс).
Также, в зависимости от основания возникновения право природопользования традиционно подразделяется на общее и специальное.
Право общего природопользования представляет собой особую правовую конструкцию с присущим ей содержанием, на которое не влияет ни вид природопользования, ни целевое назначение объекта природопользования, ни сроки и ограничения природопользования. В основе этого права лежит неразрывная естественная связь человека и природы, т.е. право общего природопользования возникает с вязи с наличием у человека потребности в использовании природных объектов как естественного условия его существования (например, естественная потребность в воздухе). Право общего природопользования не требует получения каких-либо особых разрешений и осуществляется бесплатно. Но необходимо отметить, что данное право также возникает на основании правовых норм. Право общего природопользования базируется на конституционном положении о свободе передвижения, выборе места жительства, а также характеризуется равными правами на доступ к ресурсам природы.
Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Данное право обеспечивается разнообразными нормативными правовыми актами, устанавливающие субъектов и требования к ним, характеристики объекта, права и обязанности природопользования основания возникновения, изменения и прекращения права на использования природных ресурсов и иные положения. Право специального природопользования позволяет лимитировать ресурсопотребление и воздействие на окружающую среду и ее компоненты, устранить возможные конфликты по использованию определенного природного ресурса и обеспечить его рациональное использование. Наличие специального права природопользования основывается на том, что природные ресурсы имеют своего собственника и в Российской Федерации государство провозглашено собственником большей доли природных объектов. Так, например, недра и животный мир находятся в исключительной собственности государства.
Право специального природопользования может обеспечивать как личные потребности граждан, так и предпринимательские интересы юридических лиц, и публичные интересы. При этом необходимо отметить, что данное право природопользования имеет строгий целевой характер. Специальное природопользование возникает и прекращается на основании правомерных юридических фактов, к которым можно отнести: договоры, акты органов государственной власти и местного самоуправления, лицензии. Самовольное использование не порождает права природопользования, а является юридическим фактом для привлечения виновного лица к ответственности (например, использование ресурса без лицензии).
Следует отметить, что права и обязанности природопользователя определяются разнообразными факторами. Условно можно разделить права и обязанности природопользователя на общие и специальные, общим является право субъекта использовать ресурс с целью удовлетворения жизненно важные потребности. Специальные обязанности, как и права, определяются видом используемого ресурса и условиями его предоставления.
Таким образом, можно сделать вывод, что право общего природопользования является неотчуждаемым, неотделимым от субъекта правом и имеет потребительский характер. Оно не является абсолютным, так как его реализация не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Право специального природопользования осуществляется исключительно на основе разрешения компетентных органов и связано с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц.
Задачи
Задача №1
При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда.
Каким должно быть разъяснение по данному вопросу? Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды?
Решение:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферным воздухом признается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. А загрязнением атмосферного воздуха является поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Так как в данном случае воздух загрязнен в пределах завода (производственного помещения), то данное деяние можно квалифицировать как нарушение правил охраны труда, что влечет за собой ответственность согласно ст. 143 УК РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона №96-ФЗ юридическими признаками, при наличии при которых воздух будет охраняться с помощью законодательства считаются:
· жизненно важный компонент окр. среды
· естественная смесь газов атмосферы
· находится за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Согласно Водному кодексу РФ юридическими признаками воды, при наличии которых она будет охраняться с помощью законодательства являются:
· природное или искусственное, постоянное или временное сосредоточение вод, имеющее характерные формы и признаки водного режима
· находится в пределах водных объектов.
Согласно Земельному кодексу РФ юридическими признаками почвы, при наличии которых она будет охраняться с помощью законодательства являются:
· место размещения зданий, строений и сооружений
· является составной частью природы.
Задача №2
Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя и при попытке вывезти тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка. Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н.
Решение:
В данном случае гражданин Н. совершил преступление, описанное в ст.245 УК РФ.
Объектом преступления являются отношения в области обращения с животными.
Объективной стороной преступления является жестокое обращение с животным.
Субъектом преступления является гражданин Н.
Субъективной стороной преступления является вина в форме прямого умысла.
Задача №3
Группа граждан создала хозяйственное товарищество для выращивания товарной рыбы на арендованном у местной администрации озере, ранее используемом для отдыха, туризма и любительского рыболовства. Товарищество организовало собственную рыбоохрану, которая после задержания нарушителя правил рыболовства направляла материалы в суд для взыскания ущерба по штрафным таксам. Прокурор опротестовал эти действия товарищества, отметив, что они противоречат законодательству об охране рыбных запасов.
Как следует квалифицировать действия нарушителя?
Решение:
Лица, виновные в совершении настоящих правил рыболовства привлекаются к административной и уголовной ответственности в порядке, определенном законом. Следовательно, нарушитель будет привлечен к административной ответственности на основании ст.8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их истощение. За указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Задача №4
Рязанский областной комитет по охране окружающей среды выставил на расчетный счет Фабрики технических тканей инкассовое поручение о списании денежных средств в погашение задолженности по платежам за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Фабрика обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным инкассового поручения, указав, что решение о бесспорном списании указанной задолженности было принято по истечении 60-дневного срока, установленного ст. 46 Налогового кодекса РФ, в связи с чем указанная задолженность может быть взыскана лишь в судебном порядке. Кроме того, истец возражал против суммы задолженности, ссылаясь на то, что им были осуществлены природоохранные мероприятия, связанные с установкой новых очистных сооружений, в связи с чем, сумма платежей подлежит корректировке.
Обоснованы ли исковые требования истца в части незаконности принятия решения о бесспорном списании платы за загрязнение окружающей природной среды по истечении 60-дневного срока с момента наступления обязанности по уплате платежей?
Влечет ли выполнение природоохранных мероприятий, связанных с установкой новой системы очистных сооружений, автоматическую корректировку суммы платежей на сумму указанных природоохранных мероприятий?
Какое решение должен принять арбитражный суд?
Решение:
Согласно ст.46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, данная задолженность должна быть взыскана в судебном порядке.
Также, согласно п. 25 Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, выполнение природоохранных мероприятий, связанных с установкой новой системы очистных сооружений, влечет автоматическую корректировку суммы платежей на сумму указанных природоохранных мероприятий.
Следовательно, иск будет удовлетворен арбитражным судом.