Семинар 6. 2 семестр
Тема.Федеральный законодательный процесс
1. Законодательный процесс: понятие, стадии.
2. Законодательная инициатива.
3. Принятие решения о первичном движении законопроекта в Государственной Думе.
4. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
5. Пленарное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
6. Направление принятого Государственной Думой закона в Совет Федерации.
7. Принятие решения о первичном движении закона в Совете Федерации.
8. Предварительное рассмотрение закона в Совете Федерации.
9. Пленарное рассмотрение закона в Совете Федерации.
10. Направление принятого закона Президенту РФ.
11. Подписание и обнародование закона Президентом РФ.
12. Особенности рассмотрения и принятия законов в случае наложения «вето» Советом Федерации и Президентом РФ.
13. Особенности принятия отдельных видов законов (законов о поправках к Конституции РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов о бюджете; федеральных законов в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; федеральных законов о ратификации международных договоров и др).
Нормативные правовые акты и судебная практика
Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Рос. газ. 25 дек.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1.: ФЗ от 31.07.98 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31.07.98 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3823.
О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: ФЗ от 14.06.94 // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
О международных договорах Российской Федерации: ФЗ от 15.07.95 // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: ФЗ от 04.03.98 // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с Палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе: утв. указом Президента РФ от 13.04. 96 // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: утв. постановлением Государственной Думы ФС РФ от 22.01.98 // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: утв. постановлением Совета Федерации ФС РФ от 30.01.00 // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.02.00 // СЗ РФ. 2000. №6. Ст. 774.
Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов: утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.01 // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.
Решения Конституционного Суда РФ: ПКС от 23.03.95; ПКС от 12.04.95; ПКС от 22.04.96; ПКС от 06.04.98; ПКС от 23.04.04.
Литература
Абрамова А. И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // ЖРП. 2006. № 3.
Волкова Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М.: Норма, 2005.
Гранкин И. В. Основные признаки законодательных органов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.
Игишев К. А., Югов А. А. Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» // Адвокатская практика. 2007. № 2.
Кененов А. А., Чернобель Г. Т. Логические основы законотворческого процесса //Правоведение. 1991. № 6.
Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура //Правоведение. 2001. № 1.
Котенков А. А. Проблемы «финансовоемких» законопроектов в законодательной процедуре // Государство и право. 1998. № 11.
Комментарий к отдельным статьям Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. / Отв. ред. Г. П. Ивлиев, О. И. Ковалев. М.: Издание Государственной Думы. 2003.
Котенков А. А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе //Государство и право. 1998. № 10.
Краснова О. И. К вопросу о некоторых принципах федерального законодательного процесса России // Государство и право. 2005. № 12.
Каратеев П. Ю. Законодательная техника: некоторые теоретические вопросы //Правоведение. 2004. № 6.
Крестьянинов Е. В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12.
Крестьянинов Е. В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению //Государство и право. 1997. № 9.
Курманов М. М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. 2004. № 10.
Лебедев В. А. Реализация права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.
Лихачев С. А. Проблемы реализации депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации права законодательной инициативы //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2004. № 3.
Мирошин Б. В. Согласительные парламентские процедуры как форма участия регионов в федеральном законодательном процессе // ЖРП. 1998. № 7.
Окуньков Л. А. Вето Президента // ЖРП. 1998. № 2.
Чухвичев Д. В. Законодательная техника: Учеб. пособие. М., 2006.
Шувалов И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса // ЖРП. 2004. № 6.
Контрольные задания и задачи
1. После рассмотрения Государственной Думой ФС РФ в 1-ом чтении проекта Земельного кодекса, он был направлен в субъекты Российской Федерации. Большинство субъектов РФ высказалось против принятия кодекса в данной редакции и предложили свои поправки. Однако Государственная Дума приняла Земельный кодекс без учета мнения субъектов Федерации.
Проанализируйте ситуацию.
2. В Совет Федерации поступил принятый Государственной Думой Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». Поскольку в течение 14 дней Совет Федерации его не рассмотрел, председатель Совета Федерации принял решение направить его как одобренный Советом Федерации в пассивной форме Президенту РФ. Президент Российской Федерации отказался подписать данный закон.
Оцените правомерность действий всех субъектов.
3. Законодательное Собрание Свердловской области внесло в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предоставив текст законопроекта и пояснительную записку к нему. Однако Совет Государственной Думы ФС РФ принял решение о возвращении законопроекта Законодательному Собранию Свердловской области, обосновав свое решение отсутствием заключения Правительства РФ на данный законопроект. Законны ли действия Совета Государственной Думы? Какие сопроводительные материалы и документы должны быть внесены одновременно с текстом проекта закона?
4. Во время подготовки законопроекта ко второму чтению в ответственный комитет Государственной Думы ФС РФ поступило 73 поправки, 23 из которых были рекомендованы комитетом к принятию. Совет Государственной Думы ФС РФ решил вынести на пленарное обсуждение только те поправки, которые были одобрены. В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении депутат Борисов потребовал рассмотрения всех внесенных поправок. Председательствующий отказался выполнить требования депутата.
Дайте правовую оценку действий всех участников законодательного процесса.
5. В Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального закона «о внесении изменений в федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». В законопроекте содержалось предложение установить 6-месячный срок для одобрения (неодобрения) конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Причем не рассмотрение данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки.
Как вы оцениваете эти предложения? Каковы срок и порядок рассмотрения конституционных поправок, установленные действующим законодательством?
6. Можно ли вторично официально публиковать текст закона, включая в него все его изменения, которые были сделаны после его первого официального опубликования? Ответ аргументируйте.