Текст чувствует себя неважно?




Темное время зеленой религии

Совсем скоро человечество смело войдет в 20-е годы XXI века. Однако картина будущего складывает не так радостно, как пророчили футуристы прошлого. Нет парящих в воздухе автомобилей, нет и лекарств от всех болезней. Остались как мир древние проблемы и интриги, которые обрели ядовито зеленную упаковку.

Уже очень долгое время современный человек не чувствовал единения с естественным миром, ремеслом и природой. Истосковавшийся обитатель городского ареала хотел бы приблизиться к ручному труду, но туго завязанный галстук и тесный жакет офисного сотрудника не дают вернуться к истокам.«Проблема самоидентификации!» — на всех семинарах словно лозунг кричат модные психологи. Вот она одна из причин появления зеленых движений.

Возможно, каждый из нас так одичал в каменных джунглях, что приставка «эко-» стала для нас как кодовое слово при постгипнотическом влиянии. Экодвижения, экоактивисты, экопродукция — экоистирия.

«Экология—новая религия эпохи!», что звучит как дешёвый рекламный слоган. О чем нам говорят эти новые устои? Пренебрегай ближним, но спаси природу! Возникновение нового культа времениследует причислить к очередному историческому чуду: слишком много факторов совпало для заразительного распространения зелёного учения.

 

Так ли новы эти идеи?

Восход

За долго до появления христианства, когда человек еще бродил по доисторическим лесам и прятался от холода в пещерах, появилось перваяформа «обожествления» природы. Homo erectus, прародитель рода человеческого, почитал Небо за дарованный огонь и боялся грома словно его гнева.

Первобытные люди были твердо убеждены, что весьокружающий их мир—реки, леса, камни, облака и любые другие явления природы—живыесущества. Также древние племена наделяли силы природы человеческими чертами, что позволило нам рассуждать о становлении религиозного фетишизма 1,75 млн л. н. Сейчас многие из нас могут только позавидовать их наивности.

Позже, при расцвете Древних цивилизаций, стали формироваться сложные социальные структуры. Поменялся быт человека. Географическое расположение городов определяло модель развития экономики и хозяйства. Развивалась наука. Однако все, от правителя до простолюдинов, по-прежнему верили в главенство природы над человеком.

Довольно в полном объеме дошли до наших дней сведения об одухотворении природы древними греками. Большое количество письменных источников древности позволили составить точное представление об мироощущении людей в эпоху Деревней Греции.

Греки (все также, как и их предшественники тысячи летназад) верили в богов, олицетворявших одновременно и целые природные стихии, и различные стороны человеческого бытия. По школьным учебникам истории каждый из нас может вспомнить самых известных персонажей древнегреческой мифологии. Зевса— бога неба и грома. Посейдона — владыку морей. Были и многие другие. Например, Гелиос, который являл собой персонификацию солнца, или мать Зевса, титанида Гея, воплощающая в своем образе землю.

Если отбросить наделение богов человеческими чертами, то можно заметить, что древнегреческие представления о сверхъестественных существах, населяющих окружающий мир, очень похожи на одухотворение природы, свойственное и европейскому язычеству. Аналоги греческих богов и духов в большинстве своем имелись и у древних германцев, и у славян, и у других многочисленных народов.

Именно в эпоху язычества и многобожия первых цивилизаций, природа почиталась людьми. Потребление из окружающей среды не нарушало равновесия. Осуществлялось натуральное хозяйство. Не было проблем непринятия «себя» как части окружающего мира. Существовала гармония. До того момента, пока к своему расцвету не пришло Христианство.

Верование о жизни и учения Иисуса Христа также быстро, как и болезнь распространилась по миру. Под натиском многочисленных последователей целые страны стали отказываться от своих старых Богов.

«Бог один!» — заверяет нас священное писание, тем самым отрицая существование богов и духов природы. Установка сменилась. Христианство атропоцентричное учение, где прописаны идеи о «сотворения мира и человека по образу и подобию Божьему». Библия, свод правил для праведного христианина, дала человеку силу над природой.

“Проблема отделения человека от природы, произошла от библейского понимания, по которому Творец дал человечеству силу доминировать над своей природой, что нашло свое отражение в культуре Запада. Когда были изобретены летательные аппараты, было сказано, что они победили воздух; когда люди поднялись на вершину Эвереста, делается заявление о победе над горами” — отмечает в своих научных трудах ДайсэцуТэйтаро Судзуки, профессор философии Университета Отани в Киото.

Это предположение находит многочисленные подтверждения в Эпохе Cредневековья, когда Христианство обрело силу и расцвело как доминирующая мировая религия.

Полдень

Особую роль в жизни средневекового общества вызволили на себя католическая церковь и христианская религия в целом. Католическая церковь представляла собой жестко организованную и дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником - Папой Римским.

Вся средневековая культура до эпохи Возрождения носила исключительно религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ей. Церковь выступала диктатором христианской морали, стремившаяся привить обществужесткие нормы поведения.

Высшей целью христианство стало спасение человека. Люди грешны перед Богом. А хочешь спасения от адского котла, то работай. Над собой и на благо церковного аппарата. Спасение требует веры в Бога. Духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь с помощью церкви. Всегда будет тот, кто за тобой приглядит.

Бог может быть только один. Инакомыслие недопустимо.В полной мере эти идеи раскрылись в период Крестовых походов и Инквизиции. В такой момент до ценности природы и дела то нет.

В 1095 году перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. Для чего? Все христиане искренне уверовали после триумфальной речи папы, что Палестина «благодатная земля, там реки текут молоком и медом» и что самим Иисусом она была завещана «своему народу» - христианам, и только им.

Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки-сельджуки. Папа призвал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан, томящихся под игом язычников». Участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Вот, она ценна.

Примерно в тоже время возникла инквизиция как искаженная форма правовой системы. Вид неслыханных преступлений прост: все, кто не чтит Бога и церковь—поклонники дьявола, еретики. Собственно, функцию наказания ереси выполняла инквизиция. лишая всех неверных прав, имущества. Так пополнялась католическая казна.

Немного позже начались гонения на ведьм. Очередное темное пятно в истории. Европа буквально тонула в крови жертв инквизиции. Природа становится все дальше от повседневного быта человека. Даже использование целебных растений могло стать подлогом ведьмовства.

Спустя века ценностные ориентиры вновь изменились, и чаша весов склонилась от антропоцентризма к культу природы. Единственное, человеку здесь может вовсе не остаться места.

Сумерки

Апогеем отстранения человека от природы стало время индустриализации. На территории промышленно развитых стран начинается активная фаза производства, сопровождаемая выбросами отходов в окружающую среду, вырубкой лесов (последствия чего Англия ощущает до сих пор) и снижение количества сельского населения. Мощная волна урбанизации прокатилась по всей Европе, после чего человек окончательно сменил свою привычную среду обитания.

В результате, человек XX века стал не больше чем потребитель ресурсов, засоряющий просторы планеты. Высокая темп развития производствпривело к глобальным изменениям в природе. Следствием сталинарушения естественных природных циклов и прогрессирующее ухудшение качества жизненной среды.

Виноват человек. Общество частично принимает этот факт. Правда, отказаться от благ современности никто не захочет.

Сейчас антропоцентрическим идеям, давно и глубоко укоренившимся в истории человечества, готовы бросить вызов приверженцы экоцентризма (идеология охраны окружающей среды, рассматривающие дикую природу как самостоятельную ценность, вне зависимости от человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества).

Существует несколько проявлений экоактивизма, которые не следует воспринимать как союзников. Для примера можно выделить защитников животных и борцов за экологию. Нельзя однозначно сказать, что их пути достижения «безопасного» мира противоречат друг другу. Однако прийти к сотрудничеству они скорее всего не смогут. Рано или поздно экодвижения ждет внутренний раскол, как ранее было с христианством (до сих пор католическая церковь всецело не признает православие). Лишь спустя десятилетие можно будет объективно оценить эти предположение. Пока мы остаёмся только наблюдателями или участниками

Сможет ли зеленое неоязычество изменить наш привычный образ жизни? Да. Через несколько лет бесконтрольное увлечение идеей «человек на планете лишний», может привести к новым крестовым походам и гонениям на «ведьм».

Только представьте, что придётся прятаться, если вы любите изделия из меха и кожи. Страсть к подобным вещам может расценивается как смертный грех. Наказание— жестокая расправа (рискуете остаться с ног до головы в краске). Лучшее средство передвижение – велосипед. Автомобиль на бензине? Изобрет6ение дьявола. Степень наказания не установлена, но лучше держать подобный факт в секрете.

Ближайшее бедующие непредсказуемо. Однако, мир однозначно пришел в движение. Вот, почему все эти ярые протесты и выступления болезненной девочки в Ассамблеи ООН больше похожи на фарс. Воспользовавшись слабостью общества, которое устало жить без цели и идеи, правящие элиты решили разыграть новую парию?

В погоне за всем «натуральным» люди не замечают простой истины: «Осторожно, грядет новое средневековье!», где простому человеку отводят отнюдь не главную роль. Остается только наблюдать кто же станет режиссером этой пьесы в зеленых тонах.

 

Количественный предел

H&M сделал моду доступной и удобной. Но какой ценой?

Раз и навсегда

Вспомните первый раз, когда вы зашли в H&M. Вот вы рассматриваете стойку с джемперами. Недавно вы видели точно такой же, но в дорогом бутике. Не купили – он стоил неприлично много. Тот, что у вас в руках, почти в 4 раза дешевле. Если не видно разницы, зачем платить больше? Через 10 минут вы уже стоите на кассе…

Когда масс-маркеты появились, казалось, что это даст нам безграничные возможности для самовыражения. Дешёвая одежда ещё никогда не выглядела так дорого. Это значило только одно: менять гардероб теперь можно постоянно. Не говоря уже про эйфорию от покупки новой вещи. Скоро вы не сможете прожить и двух недель без очередной пары джинсов или кардигана.

По данным британской благотворительной организации Barnado’s, в среднем вещь из масс-маркета надевается 7-8 раз. Потом её, как правило, выбрасывают. Вам уже не хочется носить тот джемпер. После самой щадящей стирки он потерял цвет и покрылся катышками. Кажется, настало время купить новый.

Парадокс, но ваш дешёвый джемпер не был выгодной покупкой. Разделите его стоимость на количество раз, когда вы вышли в нём из дома. Уже не так дёшево, правда?

Дело в том, цена джемпера складывается из огромного множества факторов. Его вяжут в Бангладеш на одной из сотен местных фабрик. Найдите эту страну на карте. Затем, преодолев почти половину земного шара, ваша будущая покупка попадает в огромный распределительный центр, а уже оттуда – в светлый и опрятный магазин. По данным Forbes, за это время стоимость вещи вырастает более чем в шесть раз. Не удивляйтесь, когда очередная находка придёт в негодность. Чудес не бывает. Вы получили то, за что заплатили.

Быстрая мода привела к абсурду. Доступная одежда должна была помочь нам выразить себя. Вместо этого она стала средством нашей циничной унификации. Когда пойдёте за очередным джемпером, оглянитесь по сторонам. Вы увидите людей, одетых примерно так же, как и вы: не хорошо, но и не плохо, не безвкусно, но и не слишком стильно. Индустрия быстрой моды паразитирует на нашей лени и инертности. Ведомые сиюминутной эйфорией от выгодных покупок, мы превратились в одинаковых эгоистов.

Борьба с бедными

По данным Human Rights Watch, только 1 из 50 работников на швейных фабриках Бангладеш зарабатывает больше величины прожиточного минимума. Остальным не хватает денег на еду и медицинскую помощь. По результатам опроса организации по борьбе с бедностью Oxfam, доход 91% рабочих швейных производств недостаточен для того, чтобы прокормить семью. Даже работая сверхурочно, они вынуждены влезать в долги.

В 2012 году пожар на швейной фабрике в г. Даха унёс жизни 117 человек. По результатам трагедии эксперты договорились принять меры по улучшению условий труда на бангладешских фабриках.

Улучшения, по-видимому, не помогли. Через год обвалилось восьмиэтажное здание в г. Сахар. За день до катастрофы на его фасаде были обнаружены крупные трещины. Приказу об эвакуации подчинились находившиеся в здании банк и крупные магазины. Одёжные фабрики, работавшие круглосуточно без перерывов, проигнорировали приказ и продолжили работу. Под завалами погибло 1127 человек, в основном женщины и их дети. Преступная халатность и жадность за один день погубили вдвое больше жизней, чем Беслан и Норд-Ост вместе взятые. Всего за период с 2005 по 2018 г. на швейных фабриках Бангладеш погибли почти 1700 человек. Среди других распространённых причин смертей – удушье и отравление химикатами.

В этом и заключается секрет «доступной» моды. Измотанные и голодные женщины по 12 часов в день работают на вредных и опасных фабриках, надеясь дотянуть до мизерной зарплаты. Выходных не бывает, в их месяце каждый день – рабочий. Фиксированный оклад (работники предприятий получают около 0,5$ в час) вынуждает идти на фабрику даже во время болезни. О правах работников тут предпочитают не вспоминать. Их главное право – бороться за выживание.

Но как могут сотрудники гиганта мировой индустрии моды работать в таких условиях? Дело в том, что H&M не имеет собственных заводов. Вместо этого компания закупает одежду у независимых поставщиков. Задача последних – максимально удешевить производство. Единственное требование заказчика – вещи должны хотя бы выглядеть качественными. Ведь очевидно, что подлинное качество в таких условиях недостижимо.

Продавать ощущения

По статистике фонда Эллен Макартур, больше половина вещей из масс-маркета выбрасывается покупателями в течение года после покупки. Это неудивительно, если учесть, что примерно 20% стоимости вещи – это затраты на её производство, а 80% – расходы H&M на транспортировку и продажу. И, конечно, чистая прибыль компании. Закон Парето в действии.

Феномен масс-маркетов в том, что они больше не продают одежду. Товаром стало само ощущение от покупки: светлый магазин в центре города, опрятные предупредительные продавцы и плакаты с суперзвёздами. Но принеся новую вещь домой, вы останетесь наедине с её низким качеством и дешевыми материалами.

Долгое время бизнес-модель H&M работала безотказно: акции неуклонно росли, а по всему миру открывались новые магазины. Продавая вещи, которые хочется покупать, но не носить, H&M создал устойчивую клиентскую базу, которая уже не могла представить себе шопинг где-то ещё.

Достигнув пика в феврале 2015 года, стоимость акций H&M за следующие три года упала вдвое. Стихийно обвалился спрос: в 2018 году нераспроданной осталась одежда на сумму 4,3 млрд. долларов. Не помогли даже большие скидки.

Главная причина падения спроса – не угроза окружающей среде. Масс-маркеты столкнулись с кризисом перепроизводства: в мире слишком много плохих дешёвых вещей. Сегодня индустрия моды ежегодно производит 150 млрд. единиц одежды – по 20 на каждого жителя планеты. Столько просто не нужно.

Глава H&M Карл-Йохан Петерсон убеждён, что проблема низкого спроса в чрезмерной заботе людей об экологии. Он добавляет, что сокращение мирового потребления может немного изменить окружающую среду, но будет иметь ужасные социальные последствия из-за потери рабочих мест. По его мнению, обязанность компании – «создавать новые рабочие места и улучшать здравоохранение и всё, что связано с экономическим ростом».

Вот и получается, что проблему перепроизводства планируется решить увеличением числа фирм-поставщиков, а проблему циничной эксплуатации беззащитных работников – созданием новых рабочих мест с такими же невыносимыми условиями. Перед лицом кризиса H&M не отступает от своего главного принципа: количество важнее качества.

 

Текст чувствует себя неважно?

Через год после секс-скандала в Шведской королевской академии наук Нобелевскую премию по литературе вручили сразу двум авторам. Лауреатами стали польская писательница и поэтесса Ольга Токарчук за 2018 год и австрийский прозаик и сценарист Петер Хандке за 2019.

Инцидент 2018 года, связанный с обвинениями в домогательствах в адрес мужа поэтессы-члена академии, сильно подорвал авторитет премии и доверие к ней. На волне общемировой концентрации внимания на самом человеке и его правах, а не на глобальных геополитических процессах центральная позиция перешла от произведения к личности автора, воплощающей идеологию и определенные взгляды. Подлили масла в огонь массовой культуры марши борьбы за женские права, поиск наиболее приемлемых решений проблем сексуальных меньшинств, популяризация жизни в стиле “эко-френдли”. Переход вектора внимания от проблем к поиску их решений, от политики к социальным вопросам, привел к тому, что победителями престижного конкурсов стали феминистка и националист, придерживающиеся полярных политико-идеологических взглядов.

Ожидалось, что замаливать грехи будут вручением награды женщине или представителю каких-нибудь меньшинств, в качестве извинения. Критерии “отказ от европоцентрической перспективы и ориентации на мужчин” нобелевский комитет обозначил в начале октября. Ольга Токарчук стала четырнадцатой женщиной, получившей литературную “нобелевку”, и увеличила шансы женщин на равноправие. К тому же это не первая престижная награда в ее багаже, в 2018 году Токарчук первой из представителей польской литературы получила Международную Букеровскую премию за роман “Бегуны”.

Помимо феминистской деятельности писательница выступает борцом за расширение прав гомосексуальных пар, поддерживает экологические движения. Идеальный претендент, сочетающий все европейские параметры лояльности, необходимые для завоевания уважения на Западе. На родине у Токарчук не самый геройский образ: консерваторы и сторонники идей национализма критикуют ее за пропаганду антипатриотических настроений, а министр культуры Польши хвастается, что не читал ни одной книги Токарчук. А вот в Швеции прочитали. Такая ситуация совсем не кажется новой: еще не исчезли из памяти русского народа истории, в которых шведы оказывали теплый прием авторам, не принятым с должным радушием у себя на родине.

Если с Токарчук все будто бы понятно, то другой лауреат не кажется самым очевидным кандидатом. “Живой классик” австриец Петер Хандке - фигура политически неоднозначная. Его активно критикуют за поддержку сербской стороны в вооруженном конфликте в Югославии и защиту Слободана Милошевича. Практически признанный фашистом и не слишком обожаемый частью немецкоязычной общественности, писатель противостоит всей системе европейских ценностей и будто бы нарушает предполагаемую логику Нобелевского комитета. Да и сам Хандке не раз говорил, что премию по литературе пора отменить, потому как она - лишь “лживая канонизация, ничего не приносящая читателю”. После таких заявлений писатель, вероятно, был удивлен решением Шведской академии вручить награду именно ему. Однако здесь более удивительно то, что писатель эту награду принял.

Что же оценивало шведское жюри: политическую и гражданскую позиции или все же мастерство слова? По мнению литературных критиков, Токарчук - достаточно оригинальный современный прозаик. В ее романах гармонично сочетаются история и ее стилистическое обрамление. Ключевая тема ее произведений - взаимоотношения между людьми и между народами. Литературное творчество ярой противницы национализма направлено на сближение народов и культур, на преодоление границ межкультурного непонимания. Это простой автор, доступный массовому читателю. Хандке не рассказывает истории — его тексты воспринимаются как поток слов. Язык австрийцу нужен не чтобы выражать мнение, а чтобы быть самоценностью и самоцелью. Он пишет не для читателя, а для себя.

Награда, учрежденная по завещанию Альфреда Нобеля, до сих пор остается единственной “нобелевкой” за достижения в области культуры. Тенденция такова, что на протяжении 118 лет истории победителями чаще всего становились малоизвестные авторы, описывающие социальные проблемы локального характера, которые не всегда вызывают глобальный интерес. Как и любая подобная премия в области искусства, “нобелевка” не опирается на читателя, она не для него. Десять человек решают за всех, какого автора будет выгодно сделать лидером мнений и общественным авторитетом.

Существуя в субъективном мире, где любая оценка деятельности писателя абсурдна, поскольку внутреннее послевкусие от прочтения у всех формируется по-разному, нельзя определить, что центрально: политика или литература. Если в предыдущие годы социальная проблематика и роль личности автора достигали апогея, а лауреатами премии становились певец Боб Дилан и журналистка Светлана Алексиевич, чьи произведения сложно оценить по шкале художественности и литературности, то в этот раз комитет, вероятно, не стал учитывать репутацию авторов. Авторы, избранные в этом году, предельно политизированы, но решение Нобелевского комитета кажется неожиданно литературным.

Результаты этой “нобелевки” походят на романы одного из ее лауреатов Ольги Токарчук, в основе которых противопоставление: как самих авторов, так и их стилей, где женщина противостоит мужчине, глобалистические настроения - националистическим, содержание - форме. Похоже, в этот раз в королевской Академии наук нашли уникальный способ угодить интересам всех: от либералов до консерваторов, от любителей постмодернизма до приверженцев реалистической литературной традиции.

 

Трамп против климата

США начали выход из Парижского климатического соглашения. Об этом было отправлено официальное уведомление в ООН. Дональд Трамп заявил, что климатические ограничения обанкротят американские компании.

В декабре 2015 года 195 стран утвердили новое климатическое соглашение. Его основная цель - не допустить, чтобы температура воздуха повысилась больше чем на два градуса Цельсия по сравнению с концом XVIII века. Эксперты выяснили, если температура повысится на три градуса, у более чем трех миллиардов человек появятся проблемы с доступом к чистой питьевой воде, увеличится число засух, цунами, ливневых дождей, неконтролируемых паводков, наводнений, лесных пожаров. Около половины мирового объема выбросов парниковых газов приходится на Китай, Индию, США и Россию. В рамках соглашения из развитых стран в развивающиеся идут большие потоки денег на снижение выбросов и усиление сектора возобновляемой энергетики.

Парижское соглашение влияет не только на экологию, но и на мировую экономику. По данным международного энергетического агентства, инвестиции в новую энергетику (энергию ветра, солнца, приливов, биоэнергетику) превысили уровень финансирования традиционной ископаемой. На рынке появились страны второго эшелона. Если ранее основным лидером по вложениям в “зеленую” энергетику был Евросоюз, то сейчас это Китай. Под наибольшим ударом соглашения находится уголь как самое грязное ископаемое топливо - сокращаются его использование, добыча и поставки. Несколько последних лет можно наблюдать феномен дивестиций, когда крупные инвесторы - банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды - не вкладываются в ископаемую экономику, а изымают свои инвестиции из секторов добычи угля и нефти. В Норвегии это делают пенсионный фонд, фонд благосостояния, в Америке - благотворительный фонд семьи Рокфеллеров. Другое последствие соглашения - введение углеродного регулирования или цены на углерод.

Хотя США не ратифицировали и предыдущий Киотский протокол, в 2016 году Обама все же подписал климатическое соглашение. Дональд Трамп еще до прихода к власти был настроен антиклиматично. Американский президент решил выйти из соглашения “из-за несправедливого экономического бремени, наложенного на американских рабочих, бизнесменов и налогоплательщиков”. По его словам, ограничения приведут к банкротству американских компаний, тогда как иностранные производители продолжают спокойно загрязнять атмосферу. При этом лидер США заявил, что готов обсудить более выгодные для американцев условия возвращения в Парижское соглашение. Переговоры по поводу климата идут на основе консенсуса. Страны договариваются и изменяют формулировки соглашения до тех пор, пока они не будут устраивать всех. Текст документа достаточно гибок, в нем нет никаких обязательств, не прописан механизм контроля за его соблюдением и санкций за неисполнение предписаний.

Исторически внешнеполитические действия США стабильно подчинялись двум чередующимся противоположным стратегиям - глобализму и изоляционизму. Выход из соглашения - еще один шаг на пути к возврату изоляционизма, диктующего невмешательство в конфликты, происходящие за пределами Америки. Этот феномен появился еще в период войны за независимость и немалую роль в его формировании сыграла географическая обособленность континента. До конца XIX века внешнеполитические действия США определялись доктриной Монро и сферой интересов страны были только Северная и Южная Америки. В начале XX века аналогичная политика началась с введения пошлин на импортные товары, что спровоцировало ответные торговые войны.

Возрождение старого изоляционизма, выступавшего против вовлечения США в войну, создания НАТО и поддержки антикоммунистических режимов в Европе и Азии, может обрушить международный порядок и сложившиеся после Второй мировой принципы коллективной безопасности. В прошлом веке изоляционизм затормозил всеобщий рост экономики и позволил быстро развивающимся странам начать мировуювойну, сегодня это также может привести к глобальным конфликтам.

Продолжение изоляционистской политики подрывает авторитет государства как мирового лидера. В пику Трампу президент Франции Эммануэль Макрон и председатель КНР Си Цзиньпин в совместном заявлении подтвердили, что считают соглашение “необратимым процессом и компасом для решительных мер по климату”. Даже Россия ратифицировала его, поскольку стране невыгодно выступать против всего мира. Поскольку Евросоюз, Китай и другие важные экономические игроки вводят эту систему, то они будут ожидать этого от своих партнеров. Если государство этого не делает, то попадает в невыгодное положение на международном торговом рынке.

Один из важнейших подходов в экологической экономике заключается в том, чтобы рассматривать все проблемы системно и взаимосвязано друг с другом и пытаться также системно действовать. Зачастую высокие экономические показатели означают деградацию природной среды и ущерб здоровью населения - так не получится построить устойчивую экономическую систему. Вероятно, нужно оценивать не показатель ВВП или экономического роста, по которым раньше измеряли эффективности деятельности, а тот показатель, который параллельно с экономическим ростом приводит к социальному развитию и не истощает природный капитал. Это может полностью изменить экономическую систему.

Процесс выхода из соглашения длится достаточно долго и должен завершиться через год, ровно на следующий день после президентских выборов. Теоретически, если Дональд Трамп проиграет, новый президент США сможет вернуть свою страну в международное соглашение по климату.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: