Ø Задачи, которые ставятся перед специалистами субъектов системы профилактики, в основном заключаются в следующем: ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями противоправного поведения несовершеннолетних; непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений; воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний.
Ø Условием осуществления грамотной превенции преступности несовершеннолетних является компетентность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по вопросам организации работы с несовершеннолетними, группами подростков антиобщественной направленности, семьями.
Ø Инструмент повышения эффективности в сфере профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних - подготовка квалифицированных сотрудников, которые будут выполнять должностные обязанности, применяя научно обоснованные формы и методы деятельности.
Ø Нормативные правовые акты, знание которых необходимо для выполнения служебных обязанностей:
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30 сентября 2000 г.
4. Декларация прав ребенка 20 ноября 1959 г.
5. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 14 декабря 1974 г.
6. Декларация ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 3 декабря 1986 г.
7. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г.
8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 29 ноября 1985 г.
9. Руководящие принципы Организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 14 декабря 1990 г.
10. 10 Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ
11. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г.
13. Семейный кодекс Российской Федерации
Ø В области применения и эксплуатации автоматизированных систем специального назначения сотруднику по делам несовершеннолетних необходимо знать: основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального процессуального права;
Ø законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права; правоприменительную практику;
Ø основные направления и особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка; уголовно-правовую, криминалистическую, криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;
Ø организационно-правовые средства предупреждения и профилактики административных правонарушений и преступлений;
Ø особенности организации профилактической работы с несовершеннолетними различных возрастных категорий, их родителями и иными законными представителями;
Ø порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
Ø порядок производства по делам об административных правонарушениях и иных административных производств;
Ø основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также иных мер государственного принуждения;
Ø систему и структуру МВД России, территориальных органов МВД России;
Ø правовое положение, штатное расписание и особенности организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
Ø основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;
Ø особенности правового регулирования исполнения наказаний;
Ø правовые основы и порядок прохождения службы в органах внутренних дел;
Ø права и обязанности сотрудника полиции;
Ø административно-правовой статус сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
Ø порядок исполнения управленческих решений;
Ø понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну и сведений конфиденциального характера; организационно-правовые основы режима секретности;
Ø международные стандарты в области прав и свобод человека;
Ø психологические особенности деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних;
Ø причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;
Ø возрастные и психологические особенности личности.
Ø К профессиональным умениям и навыкам сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних относится следующее: оказывать помощь гражданам, должностным лицам по вопросам предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
Ø подготавливать предложения в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об оказании помощи в социально-бытовом устройстве и медицинской помощи несовершеннолетним, употребляющим алкогольную и спиртосодержащую продукцию, новые потенциально опасные психоактивные вещества, одурманивающие вещества, а также наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
Ø осуществлять взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории, подразделениями участковых уполномоченных полиции, уголовного розыска, патрульно-постовой службы полиции, дознания, следственными подразделениями, дежурной частью, экспертно-криминалистическими подразделениями, подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения, другими подразделениями по делам несовершеннолетних;
Ø организовывать и осуществлять прием граждан;
Ø изучать особенности обслуживаемой территории, проводить анализ состояния сложившейся на ней оперативной обстановки;
Ø осуществлять взаимодействие с должностными лицами органов местного самоуправления, представителями общественных объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительную и иную работу с несовершеннолетними;
Ø выявлять и устранять причины и условия административных правонарушений, общественно опасных деяний, преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них;
Ø осуществлять профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими правонарушение, общественно опасное деяние, преступление, а также с родителями (иными законными представителями несовершеннолетних), злоупотребляющими алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо одурманивающие вещества, не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающими жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних;
Ø изучать и использовать материалы, размещенные в средствах массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений, обращений граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
Ø подготавливать информационные материалы и предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по отнесенным к компетенции вопросам;
Ø разрабатывать совместные планы территориального органа МВД России и образовательных организаций на учебный год по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
Ø принимать меры по устранению причин девиантного поведения несовершеннолетних, конфликтных ситуаций в семьях, суицидов и гибели детей при несчастных случаях;
Ø осуществлять сбор, обобщение и ведение информационно-статистических материалов на образовательные организации, расположенные на обслуживаемой территории;
Ø Оказывать содействие:
Ø а) администрации образовательных учреждений - в организации правовой пропаганды;
Ø б) органам опеки и попечительства - в выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
Ø в) подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России - в проводимой работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
Ø выступать в образовательных организациях по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних;
Ø выявлять и помещать несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
Ø участвовать в подготовке материалов для помещения несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения;
Ø проводить профилактические мероприятия по предупреждению совершения террористических актов в образовательных организациях;
Ø предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремистской направленности, со стороны учащихся образовательных организаций либо в отношении их;
Ø выявлять преступления, совершенные несовершеннолетними, либо с их участием, а также в отношении них, устанавливать причастных к совершению данных преступлений лиц;
Ø осуществлять рассмотрение заявлений и иных сообщений граждан, в том числе родителей и иных законных представителей, общественных объединений и организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц;
Ø осуществлять работу по выявлению административных правонарушений, рассмотрению заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями, либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
Ø проводить профилактическую работу с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности;
Ø планировать свою работу, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации;
Ø выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
Ø проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; организовывать деловое общение;
Ø использовать различные информационные ресурсы и технологии, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;
Ø реализовывать нормы материального и процессуального права, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности;
Ø принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства;
Ø разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы;
Ø выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка;
Ø осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и иные виды административных производств;
Ø соблюдать требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны, иной охраняемой законом информации, обеспечивать соблюдение режима секретности;
Ø осуществлять правовое информирование и воспитание;
Ø применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, а также иные меры государственного принуждения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством российской федерации;
Ø оперативно и качественно исполнять поручения, поддерживать высокий уровень исполнительской дисциплины.
Ø Основным направлением педагогической составляющей деятельности сотрудников по делам несовершеннолетних является воспитание, перевоспитание и личностное развитие несовершеннолетних.