Руководитель – Куприянов Павел Сергеевич
kuprianov-ps@yandex.ru
На секции будут рассмотрены различные аспекты актуализации советского прошлого в современных общественных и частных пространствах, а также используемые при этом практики, дискурсы и нарративы. Тема советского прошлого занимает все больше места в общественном сознании и культурной жизни как в России, так и за рубежом: в публицистике, в специализированных медиапроектах, в музейных экспозициях. В этом проявляется не только ностальгия или необходимость изживания перенесенных травм, но и потребность в освоении советского наследия, адаптации его отдельных элементов к нынешним реалиям. Мы предлагаем рассмотреть советское прошлое в двух модусах: как культурно-историческое наследие, в отдельных своих элементах воспроизводящееся в современных повседневных практиках и являющееся объектом исследования, и как символический конструкт, используемый в качестве инструмента для решения актуальных задач.
Основные проблемы, предлагаемые к обсуждению:
- Советская повседневность: способы репрезентации и исследования;
- Ностальгия по советскому и образы советского прошлого в постпамяти;
- Формы, механизмы и функции музеефикации «советского» на постсоветском пространстве;
- Культурная, историческая и социальная память в публичных и приватных дискурсах о советском прошлом;
- Индивидуальное vs коллективное в «советских» экспозициях частных и семейных музеев;
- Советский город как пространство утопии в современных краеведческих практиках;
- Телесный опыт советской жизни: воспроизводство, презентация, трансформация;
- Предметные и визуальные коды «советского» в дискурсах о советском прошлом;
- Использование образов советского прошлого в образовательных и просветительских практиках.
Секция 11
Национальные и этнографические музеи в постсовременности: смена диспозиции
Руководитель – Лысенко Олег Викторович
n_lysenko@mail.ru
Проблемное поле:
1. Рассмотреть деятельность музеев и формирование этномузеологического наследия как:
a) опыт описания и репрезентации собственной культуры индигенными сообществами;
b) инструмент самоидентификации;
c) способ осмысления себя в национальных и глобальных контекстах.
2. Сформулировать актуальные проблемы сбора этнографический коллекций и их интерпретации в контексте научного направления critical heritage studies.
3. Обсудить современные практики корректировать выставочную и собирательскую деятельность в переговорах с общественными группами как перспективную деятельность музеев, позволяющую функционировать как культурные и общественно значимые центры, а не феномены массового туризма.
4.Обсудить проблемы презентации этнографических коллекций в веб-пространстве и тенденцию тотальной дигитализации, которая:
a. радикально подрывает сами основы музея как места сбора и хранения объектов культурного значения;
b. создает иллюзию, что публикация артефакта и есть «историческая достоверность», а если их много в одном пространстве, то это музей.
Секция 12
Этнографический туризм и музееведение
Руководитель – Давлатова Саодат Тиловбердиевна
saodatdavlatova70@gmail.com
Воспитание чувства национальной гордости и патриотических идей у подрастающего поколения через глубокое изучение истории, высокой духовности и культуры своих предков – является актуальной задачей в социально-политической жизни в условиях сегодняшнего кризиса и ограничительных мер, связанных с распространением пандемии (COVID-19). Музеи, как культурные и образовательные учреждения, осуществляют культурную деятельность, собирая, сохраняя, изучая и популяризируя исторические, материальные и духовные памятники. Деятельность музеев предоставляет знания о развитии человечества в процессе исторического периода, его достижениях, богатом культурном и духовном наследии. Эстетическое и художественное восприятия мира, возникающие в результате деятельности музеев, также вдохновляет людей заново отражать мир, в частности природные явления, события и процессы в окружающей среде в различных формах. За годы независимости Узбекистана произошли специфические кардинальные изменения в сохранении исторических памятников, бесценных образцов прикладного искусства и развитии народного прикладного искусства и традиционного ремесленничества. Кроме того, историко-культурные памятники и краеведческие музеи играют важную роль в совершенствовании системы преподавания краеведения в педагогических вузах, восстановлении и развитии духовности, обладающей мощной воспитательной силой, и внедрении ее в общественное сознание людей.
Поэтому музеи как научный и образовательный центр по сбору, сохранению, изучению и популяризации исторических, материальных и духовных памятников проводят пропагандистскую и просветительскую работу посредством своих экспозиций и выставок, а также положительно влияют на объем исследований. В частности, в Государственном музее истории Узбекистана осуществлен ряд исследований по истории чеканки и гравировки по металлу, вышивки, ювелирного искусства и этапов их развития. Изданы монографии и брошюры. Но в то же время изучение прикладного искусства народного ремесла по чеканке и гравировке по металлу, вышивке, прикладного ткачества на основе принципов исторической науки, философии и этногенетики, а также сравнения с искусством других братских народов – является одной из важных научных задач современной этнологии.
Секция 13
(Не)настоящее наследие: наследие, которое мы сохраняем, конструируем, практикуем. КРУГЛЫЙ СТОЛ
Руководитель – Тюхтенева Светлана Петровна
Руководитель – Функ Дмитрий Анатольевич
kerel63@mail.ru, d_funk@iea.ras.ru
На круглом столе с участием ряда ведущих российских и зарубежных специалистов предполагается обсуждение современных теорий и практик конструирования и использования культурного наследия – многоуровневого процесса производства смыслов, который также отчасти может быть описан терминами «сохранение», «актуализация», «репрезентация». Этот процесс основан на сложном балансе между множеством стратегий деятельности различных заинтересованных сторон – ученых, политиков, активистов, имеющих разное влияние в различных сферах жизни, разную видимость и «громкость звучания». На наследие направлена многофункциональная агентность человека как члена этнических, языковых, профессиональных и иных сообществ.
Мы предполагаем обсудить, в частности:
- Каким образом heritage studies реализуется в дискурсе этнических и профессиональных сообществ, в сфере политики памяти и постколониальном дискурсе, в вопросах исследовательской этики;
- Что влечет за собой разделение объектов культурного наследия на материальное и нематериальное, какие организации за этим стоят, каковы их критерии оценки;
- Что такое нематериальное культурное наследие и как родилась его концепция;
- Условия, при которых фольклор играет роль / становится наследием и каковы современные практики сохранения и передачи фольклорного знания;
- Как соотносятся авторство, интеллектуальные права и эпические (шире – фольклорные в целом) традиции;
- Понимание «аутентичности» и «традиционности» в дискурсе наследия;
- Нематериальное наследие и его репрезентация в музеях, использование в туризме
- и иные вопросы.
Секция 14
Антропологические подходы к исследованию коллективных травм
Руководитель – Богатова Ольга Анатольевна
Соруководитель – Чернышов Юрий Георгиевич
bogatovaoa@gmail.com, ashpi@ya.ru
Предметом обсуждения на секции является память сообществ о коллективных травмах, связанных с социальными изменениями XX в. в России и сопредельных странах: революциями, войнами, массовыми репрессиями, депортациями, перестройкой и постсоветскими трансформациями. Теории коллективной травмы рассматривают её как социальный конструкт, обусловленный травмирующими событиями и процессами их консенсуального определения в качестве травмы, распределением ролей жертв и виновных, победителей и побежденных, легитимных представителей травмированной группы и сочувствующей аудитории, создания общепризнанных нарративов и коммеморативных фреймов.
Специфика советского и постсоветского менеджмента социальных травм характеризуется отсутствием консенсуса относительно признания травмирующими событиями ряда социальных трансформаций, их игнорированием или выдерживанием значительной временной «паузы» между событием и его определением в качестве травмы в расчете на спонтанную «проработку прошлого» посредством преодоления её последствий (раскулачивание, депортации), исключением хронологически близких событий из публичных дискуссий вследствие конфликтогенного характера постановки проблемы. Основными сообществами памяти о коллективных травмах становятся семьи, землячества и т. д., а основной формой её передачи – устная традиция, изучаемая методами устной истории и нарративных интервью.
На секции предполагается обсуждение таких проблем, как:
- социальный состав сообществ памяти о коллективных травмах;
- содержание и структура нарративов, условия их конструирования и поколенческих трансформаций (социальная мобильность, конструирование новых идентичностей, влияние институциональных «мест памяти», включая «политику памяти», образование, СМИ, массовую культуру, профессиональные исторические и правозащитные сообщества и информационные ресурсы);
- потенциал качественных и количественных методов исследования.
Секция 15
Историческая память в антропологии и устной истории
Руководитель – Щеглова Татьяна Кирилловна
Соруководитель – Корусенко Светлана Николаевна
tk_altai@mail.ru, tomil65@rambler.ru
На секции планируется обсудить несколько блоков вопросов, связанных с актуальной проблемой изучения исторической памяти в социокультурной антропологии на основе междисциплинарного подхода, поскольку память находится в фокусе многих социально-гуманитарных наук. Ее изучение имеет не только большой академический интерес, но и прикладное значение для общественного развития и государственной практики.
Первый блок: понятия «память» и «историческая память»; дискуссии вокруг ее видов – индивидуальной, коллективной, социальной, семейной, травматической и т. д.; места, способы, формы ее хранения; соотношение мифологизированной и реальной истории в различных памятниках устного наследия и видах памяти прошлого и настоящего; место и значение исторической памяти в общественной жизни, социокультурном и политическом развитии российского общества.
Второй блок: технологии и методики изучения памяти; устная история как источник и метод этнографических и антропологических исследований; традиции и новации в опросных технологиях современной исследовательской практики; фрагменты устной истории в письменных документах и их анализ; риски, направления, перспективы и пути изучения исторической памяти в устной истории; антропологическое содержание исторических событий и преимущества устной истории.
Третий блок: отечественный и зарубежный опыт изучения исторической памяти, в т. ч. в субдисциплинах и новых направлениях исследований (антропология академической жизни или устная история науки; антропология экстремальности; антропология советскости, гендерная или интеллектуальная история, история ментальностей или историческая психология и других).
Секция 16
Этнокультурные традиции и идентичность народов Поволжья и Приуралья
Руководитель – Ягафова Екатерина Андреевна
Соруководитель – Коростелев Александр Дмитриевич
yagafova@yandex.ru, adkoros@yandex.ru
Урало-Поволжье – многонациональный и поликонфессиональный регион, на территории которого длительное время проживают и взаимодействуют народы разной языковой, религиозной принадлежности и различных хозяйственных и культурных традиций. Многовековой опыт сосуществования и контактов этнических групп на разных уровнях и в различных сферах социального и культурного взаимодействия способствовал формированию общих черт в этнокультурных традициях народов. Но несмотря на это, а также на унифицирующее влияние процессов социально-экономического и политического развития в XX в., народы Урало-Поволжья сохранили не только культурно-языковое своеобразие, но и значимые пласты этнической культуры, определяющие их этнокультурное развитие в начале XXI в., такие как традиционные верования и обрядность, социальные структуры, система питания, навыки хозяйственной деятельности и т. д. Особенностью Волго-Уральского региона является сложная структура этнической, языковой и религиозной идентичности народов, наиболее ярко проявляющаяся на примере уникальных этноконфессиональных сообществ (марийцы-язычники, чуваши-мусульмане и др.) и локальных групп в зонах межэтнических контактов (татароязычные православные чуваши и др.). Понимание тенденций современного развития этих народов и особенностей их этноязыковой и религиозной идентификации невозможно без основательного изучения глубинных пластов их истории и культуры.
Секция 17
Этносоциальные процессы и трансформации идентичностей в этнополитическом ландшафте Евразии
Руководитель – Самигулов Гаяз Хамитович
Соруководитель – Загидуллин Ильдус Котдусович
Соруководитель – Атнагулов Ирек Равильевич
Gayas_@mail.ru, Zagik623@mail.ru, i.atnagulov@mail.ru
В рамках секции предполагается рассмотреть достаточно разнообразные процессы в границах широкого временного диапазона: XVI – начало XXI века. Было бы интересно сравнить: какие процессы оказывали наибольшее влияние на формирование социальных и этносоциальных групп в условиях сословного общества Российской империи, на пути к созданию «единой общности – советского народа» и в нынешних государствах постсоветского пространства. Какова связь этносоциальных процессов и формирования идентичностей? Как соотносились/соотносятся внешние наименования отдельных групп и их самоназвания? Почему далеко не все остяки были «уграми» и не все «татары» тюрками? Почему родные братья могут относить себя к разным народам, и как вообще сегодня происходит формирование и трансформация идентичностей? Список вопросов может быть продолжен, но задача этой аннотации не покрыть всё возможное поле исследований, а обозначить разнообразие возможных тем, которые могут быть озвучены на нашей секции. Диапазон достаточно широк.
«Усваивайте» новую идентичность – участник секции 17!
Секция 18
Неотрадиционализм и конструирование идентичности в контексте процессов глобализации / глокализации
Руководитель – Москвитина (Сиим) Анна Юрьевна
Соруководитель – Попов Владимир Александрович
anna.siim@gmail.com, popoffwladimir@gmail.com
В последние 50 лет повсеместно (в глобальном масштабе) происходит процесс неотрадиционализации, то есть конструирование этнокультурных, социальных и конфессиональных общностей с использованием традиций. Фактически неотрадиционализация – это глокализационный процесс эпохи глобализации, а неотрадиционализм – это феномен единого процесса глобализации / глокализации, синтез возрожденных традиций и инноваций. Как следствие – парадоксальная мобилизация этничности в эпоху, ориентированную на всеобщую интеграцию и унификацию.
В работе секции предполагается участие исследователей из различных регионов России (не менее 20 чел.), которые разрабатывают проблематику, связанную с конструированием новых этничности, социальности, конфессиональности и прочей идентичности.
Одно из заседаний секции будет посвящено презентации коллективной монографии «Неотрадиционализм» (СПб., 2020).
Секция 19
Цивилизационная деятельность русского православия в условиях социальных вызовов
Руководитель – Фурсова Елена Федоровна
Соруководитель – Кириченко Олег Викторович
mf11@mail.ru, kirichenko.oleg.1961@mail.ru
Цивилизационные интересы любой мировой религии очевидны. И такой интерес оправдан наличием у русского православия определенного ресурса возможностей, сил, опыта и, конечно, перспектив развития.
В рамках работы секции мы рассчитываем обсудить круг вопросов, относящихся к выработке с участием православия важнейших цивилизационных механизмов:
a) адаптации – межэтнической, межкультурной, межрелигиозной, в том числе в области образования и воспитания;
b) консервации как условия для сохранения идентичностей народов и конкретного человека;
c) глобализации как процесса, имеющего необратимый характер.
Каждый из указанных феноменов может быть рассмотрен как защитный социальный механизм, созданный с участием православия, позволяющий конкретному народу, стране, культуре не только «строить» цивилизацию, но и защищаться от вызовов времени. Предполагается, что будет рассмотрен как исторический опыт прошлого, так и исследована настоящая ситуация (условия пандемии, демографический кризис и пр.).
Секция 20
Роль ислама в этнических процессах у народов Центральной Азии и Кавказа
Руководитель – Брусина Ольга Ильинична
Соруководитель – Каландаров Тохир Сафарбекович
tohir_s70@mail.ru, brusina@inbox.ru
Ислам имеет структурообразующее значение в этнических процессах, выступая как объединяющий, так и разъединяющий фактор. Народы Центральной Азии и Кавказа традиционно придерживаются нескольких направлений и толков ислама (к примеру, сунниты, шииты, исмаилиты), внутри которых существуют различные течения. Формирование и этническая устойчивость целого ряда народов, народностей и этнических групп в этих регионах базируется на их особых религиозных убеждениях в рамках ислама. В то же время принадлежность к одному и тому же направлению в исламе способствует культурному и этническому взаимодействию, сближению различных народов кавказского и центральноазиатского регионов, наращиванию связей между ними.
В рамках общей проблемы планируется рассмотреть следующие аспекты, касающиеся роли ислама в Центральной Азии и на Кавказе:
- Влияние различных исламских течений на этнические процессы;
- Развитие и современное состояние этноконфессиональных групп;
- Межэтническое взаимодействие на конфессиональной основе;
- Современные исламские движения в контексте этнического развития;
- Этнорелигиозные праздники, обряды и их влияние на религиозную идентичность;
- Формирование современных диаспор по этно-религиозному принципу.
Секция 21
Ислам и территориальность: культурная память, воображаемые пространства, идентичности
Руководитель – Васильцов Константин Сергеевич
Соруководитель – Казурова Наталья Валерьевна
vasiltsovk@mail.ru, kazurova@inbox.ru
На рубеже XX–ХХI вв. в рамках различных гуманитарных дисциплин широко обсуждается и развивается новое понимание пространства как гетерогенного социального и культурного феномена. С точки зрения такого подхода, в основании которого лежат идеи М. Фуко, А. Левфевра, Э. Саида, Э. Соджа, культура определяет и формирует коллективные представления о пространстве, воспроизводит и трансформирует «воображаемые территории», т. е. дискурсивные конструкции пространства, возникающие из сложного переплетения географии, власти и знания, отражающие социальные и политические иерархии, играющие существенную роль в формировании/конструировании идентичности.
Еще в первые века истории ислама в мусульманской традиции возникает представление о двух гео-религиозных зонах: дар ал-ислам («территория ислама») и дар ал-харб (территория войны) или иначе дар ал-куфр («территория неверия»). Эти понятия отражают с одной стороны реальные границы мусульманского/немусульманского мира и критерии, по которым определяется принадлежность к ним, и одновременно содержат в себе указание на определенные не-пространственные культурные символы, нормы, ценности (героические/мифологические предки, мусульманские святые, «места силы», войны и т. д.).
В ходе работы секции предполагается обсудить связи и отношения между феноменами культурной памяти, национальной/этнической идентичности и морфологией символической/воображаемой территории мусульманской культуры, а также различные формы религиозной организации пространства (сакральные места, религиозные центры, паломничество и др.).
Секция 22
Паломничество как объект и метод исследования в эпоху пандемии.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Руководитель – Эльза-Баир Мацаковна Гучинова
Соруководитель – Цыпылма Абрамитовна Дариева
bairjan@mail.ru, tsypylma.darieva@zois-berlin.de
Организаторы круглого стола привлекают внимание к феномену современного паломничества как особому виду мобильности и многообразию его форм – как религиозных, так и секулярных. В фокусе обсуждения будут рассмотрены не столько его религиозные параметры, сколько паломничество как формы географической и культурной мобильности вне религиозных практик. Например, паломничество на родину, диаспоральная мобильность, образовательные и краеведческие экскурсии к памятникам культовой архитектуры и истории национального или регионального значения, патриотические походы по местам воинской славы и туристические поездки по местам силы и другим сакральным локусам. Что объединяет эти практики – мифы, символы, желание «сопричастности к подлинному»?
Пандемия 2020 г. повлияла на возможность передвижений в глобальном пространстве, и масштаб дорожной карты изменился. Региональные культовые места приобрели новые смыслы и патриотические значения; с другой стороны, контакты с учителями в режиме Zoom стали доступнее. Что привлекательнее для паломника: традиционная практика путешествия (в Иерусалим, Мекку или Дхарамсалу etc.), чтобы услышать слово учителя, или цифровое решение лицом к лицу, заменяющее путешествие и с ним традиционные механизмы паломнического пути.
К дискуссии будут предложены следующие вопросы: насколько меняется значение и функции святого места, понятие коллективного святого, традиционная и цифровая инфраструктура паломничества в эпоху пандемии? Какие антропологические методы, подходы и платформы работают для исследования современного паломничества в пост-социалистических и пост-секулярных обществах, а какие теряют свое значение?
Секция 23
Этноконфессиональная идентичность в условиях глобализации
Руководитель – Пригарин Александр Анатольевич
Соруководитель – Данилко Елена Сергеевна
priagarin.alexand@gmail.com, Danja9@yandex.ru
На секции предполагается участие ученых из ряда стран, которые на протяжении последних десятилетий активно исследуют такой выразительный феномен как «этноконфессиональность». Будучи неотъемлемой частью актуальных социальных процессов и институций, эти традиционалистические по своей направленности сообщества оказались в авангарде современных тенденций глобального Мира. Предусматривается рассмотрение научных концепций, объясняющих, как подобные общности выстраивают свое взаимодействие с внешними обстоятельствами. Эмпирические сообщения из ряда самобытных регионов и историко-этнографических областей позволят провести компаративную перспективу адаптационных механизмов, жизненных стратегий и мировоззренческих установок такого рода вариативности. На основе этого станет возможным формирование как адекватного исследовательского аппарата, так и оригинальных концептуальных проекций в описаниях «этноконфессиональности».
Секция 24
Пространственное измерение религии в современном городе
Руководитель – Рычкова Надежда Николаевна
Соруководитель – Трофимова Ксения Павловна
nadya.vohman@gmail.com, kptrofimova@gmail.com
На секции предлагается рассмотреть стратегии маркирования городского пространства различными религиозными группами. Выбор темы обусловлен актуальным в современных гуманитарных науках пространственным поворотом, в рамках которого применительно к изучению религии(й) задается определенная исследовательская оптика, например, в ряде работ Кима Нотта (Knott 2005; 2008; 2010) и Роберта Хайдена (Hayden 2013, 2016). Развивая тезис о социальном конструировании пространства (Low 2010, 2016), мы считаем перспективным обратиться к практикам присутствия религиозных групп в современных постсоциалистических городах, которые после обретения религией новой публичности стали местом больших возможностей и вместе с тем территорией борьбы.
Мы предлагаем проанализировать различные аспекты локализации религиозных сообществ: 1) материальный аспект означивания пространства; 2) практики апроприации территорий; 3) дискурсивные модели, призванные доказать/подтвердить право на владение территорией. Частным случаем третьего пункта можно считать анализ способов конструирования религиозными сообществами своей истории через выстраивание связей с теми или иными событиями/людьми и в целом с эпохами.
Итогом обсуждения станет сравнение стратегий различных групп в зависимости от их видимости/невидимости; открытости/закрытости и той специфики, которую задает их принадлежность к различным религиозным традициям.
Секция 25
Мусульманские общества в цифровую эпоху: передача знаний и религиозная практика. КРУГЛЫЙ СТОЛ
Руководитель – Хабибуллина Зиля Рашитовна
Соруководитель – Муратова Эльмира Серверовна
zilyahabibi@mail.ru, murelmira@mail.ru
Стремительное развитие информационных технологий и виртуализация человеческой деятельности ведут к изменению традиционных форм религиозной активности. Новые технологии сегодня позволяют верующим передавать и получать знания на расстоянии, объединяться в виртуальные группы, «преодолевать границы» и общаться с единоверцами из разных регионов мира. Они дают возможность вести религиозную практику онлайн, поддерживать авторитет духовных лидеров, размещая их биографии, проповеди и обращения. Существует огромное количество интернет-ресурсов, посвященных истории и современному состоянию ислама в разных уголках мира, а также ресурсов, представляющих деятельность исламских сообществ.
Технологические революции оказали существенное влияние на самосознание верующих и способы их взаимодействия с миром. Под их влиянием происходят политические и идеологические изменения границ между общественной и частной сферами в исламском сообществе. Исламские электронные ресурсы распространяются на широкую многонациональную и многоконфессиональную аудиторию, тем самым вызывая отклик среди последователей разных конфессий и народов.
Наш круглый стол посвящен проблемам адаптации мусульманских обществ к цифровой среде, взаимодействия исламских объединений с компьютерными технологиями и Интернетом. В рамках него будут рассмотрены возможности виртуального пространства, используемые последователями ислама для распространения вероучения и реализации религиозных практик. Для многих исламских течений Интернет и компьютерные технологии стали не только одним из средств популяризации, но и фактором широкого распространения на разных континентах. На основе результатов полевых исследований в местах активного функционирования ислама, мы попытаемся выявить соотношение реальности и виртуальности в жизни мусульман, определить роль и место цифровых технологий в их религиозной практике.
Секция 26
Эволюция человека и его социальной организации: междисциплинарные подходы. СИМПОЗИУМ
Руководитель – Бутовская Марина Львовна
Соруководитель – Коротаев Андрей Витальевич
marina.butovskaya@gmail.com, akorotayev@gmail.com
В настоящее время в науке антропологии и смежных дисциплинах все чаще звучит тезис о необходимости комплексного анализа феноменов биологической и социальной эволюции человека. Междисциплинарность и широкая кооперация исследователей естественно-научного и гуманитарного профиля в этом контексте становится непреложным правилом. Цель предлагаемого симпозиума – обсуждение перспектив такой интеграции на российском поле и демонстрация методологических преимуществ такого подхода.
В работе симпозиума предполагается участие биологических и социальных антропологов, археологов и историков, лингвистов и философов. Предполагается рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с коэволюцией человеческой природы и культуры, биологическими аспектами социального поведения, общей теорией социальной и биологической эволюции, социобиологией и этологией человека.
Секция 27
Этноботаника: вызовы междисциплинарности
Руководитель – Колосова Валерия Борисовна
Соруководитель – Беличенко Ольга Сергеевна
chakra@eu.spb.ru, obelichenko@eu.spb.ru
В рамках секции мы хотим объединить профессионалов, работающих в разных научных дисциплинах (биологии, антропологии, лингвистике, фольклористике, искусствоведении) и изучающих взаимодействие традиционной культуры с миром растений.
Количество и разнообразие российских климатических и физико-географических зон в сочетании с многочисленными населяющими их этническими группами породило богатейшие варианты использования местных растений (traditional ecological knowledge, TEK), однако планомерное изучение этой важнейшей части традиционной культуры пока не выделилось в России в отдельную дисциплину. Ботаники не фиксируют местные названия растений и детали их использования. Представители гуманитарного знания, в свою очередь, редко способны идентифицировать растение, описываемое информантами. Такие важные аспекты природопользования, как диахронные изменения, влияние СМИ на эволюцию TEK, этноботаника пограничья и диаспор также остаются не описанными. Высокие стандарты, заданные такими журналами, как Journal of Ethnopharmacology, Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine и др., требуют сотрудничества биологов, фармакологов, этнографов, лингвистов, статистиков, что не позволяет российским антропологам репрезентировать как ранее собранный, так и современный материал на международном уровне.
Этноботаника в силу своего междисциплинарного характера позволяет участвовать в работе секции коллегам, заинтересованным в целом ряде направлений, заявленных в рамках общей темы Конгресса (Междисциплинарные связи антропологии и этнологии, Миграционные исследования, Цифровая антропология, Методы и техники полевых и кабинетных исследований, Этнографический туризм) и взаимно обогатить их знаниями о новых методах и направлениях работы.
Секция 28
Антропологическая реконструкция сегодня
Руководитель – Веселовская Елизавета Валентиновна
Veselovskaya.e.v@yandex.ru
На секции предлагается обсудить следующие вопросы:
- Современное состояние методов восстановления прижизненного облика на основе черепа;
- Новые технологии в области антропологической реконструкции;
- Интересные проекты по восстановлению внешности по черепам исторических лиц и представителей археологических культур;
- Использование методов антропологической реконструкции в криминалистике. Фотосовмещение. Идентификационная экспертиза.
Секция 29
Экология человека: вызовы современности и историческая ретроспектива
Руководитель – Дубова Надежда Анатольевна
dubova_n@mail.ru
Предполагается обсудить вопросы взаимодействия историко-культурных общностей и формирующих их популяций между собой, с природной средой, а также в изменяющихся глобальных социальных условиях. Планируется затронуть как культурные, так и биологические особенности систем жизнеобеспечения обществ исторического прошлого и современности.
Кроме того, в качестве специальных тем для обсуждения предлагаются:
- Проблема сохранения культурного наследия на примере малых городов Центральной России;
- Образы малой Родины и «родной культуры» в представлениях разных поколений и их преподнесение туристической индустрией;
- Соотношение локального, регионального, этнического и общероссийского самосознания;
- Ретроспективный анализ биологических и социальных показателей экологического благополучия.
Секция 30
Этнокультурные последствия депопуляции горных территорий России
Руководитель – Магомедханов Магомедхан Магомедович
Соруководитель – Садовой Александр Николаевич
mkhan@yandex.ru, sadovoy.a.n@gmail.com
В отличие от горных экосистем Европы (Альпы) с высокими показателями плотности населения и интеграции сельской экономики в региональный и мировой рынок, для большей части горных районов субъектов РФ характерны устойчивость традиционных форм природопользования и жизнеобеспечения, сохранение традиционных социальных институтов, основанных на семейно-родственных связях. Однако перспективы сохранения этнокультурной самобытности народов России определяются не только факторами урбанизации и устойчивого развития равнинных территорий, но и демографической депрессией горных территорий. В этой связи участие российского этнологического сообщества в уточнении и корректировке региональных и федерального курсов социальной политики, нацеленных на устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие горных территорией, на сохранение их демографического потенциала и этнокультурных традиций представляется крайне актуальным.
На секции имеется в виду обсудить:
- тенденции этнодемографического и этносоциального развития горных территорий России, население которых сохранило традиционную социальную организацию и культуру жизнеобеспечения;
- вопросы смены научной парадигмы, переорганизации полевых исследований, кардинального расширения числа научно-исследовательских групп, ориентированных не на анализ историографических источников, материалов масс-медиа, нормативных актов и платформ политических партий и движений, а на сбор полевого материала по максимально широкому спектру этнических процессов, «привязанному» к конкретным этническим группам, сельским анклавам, городским диаспорам и в соответствии с разрабатываемыми в современной отечественной историографии подходами;
- проблемы «монетизации» этнокультурных традиций в целях восстановления демографического и этнокультурного потенциала горных территорий.
Секция 31
Проблемы американистики.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Руководитель – Игнатьев Роман Николаевич
ignatiev@iea.ras.ru, roman.ignatiev@gmail.com
Мировая и национальная общественная повестка требуют переоценки и переосмысления инструментария и компетенций антрополога. Это в полной мере относится к американистике, которой приходится реагировать как на быстрые и порой драматические изменения в культуре и социальной жизни изучаемых групп, так и на поток новых археологических находок. В отечественной антропологической американистике обсуждаются эффективная междисциплинарность, перспективы полевой работы, роль социальных технологий в исследовании. Помимо осмысления опыта предшественников, здесь требуется внимание к рефлексии исследователя в отношении собственного опыта, этических ориентиров и мотивации. На примере американистики участники круглого стола проанализируют влияние меняющейся реальности на рефлексию ученого и предложат свое видение одного из самых актуальных социальных вызовов – определение статуса науки в современном обществе.
В работе круглого стола ожидается участие как российских, так и зарубежных антропологов-американистов. Предполагается рассмотреть следующие темы:
- Антрополог-американист как междисциплинарный посредник.
- Американское «поле» как проблема и ее решения.
- Автоэтнографический подход и американистика.
- Взаимовлияние идеологии / масс-медиа и науки.
Круглый стол приглашает к участию в своей работе всех заинтересованных антрополого<