XIX век время расцвета ассоцианизма. Возникнув в Англии в XУ111 веке, продолжение ассоцианизм получил также к Англии. Закон ассоциации становится основным законом душевной жизни.
Ассоциациям в этот период сливается с позитивизмом.
Позитивизм - учение, согласно которому истинное знание добывается отдельными конкретными науками, изучающими конкретные факты и явления, а не философскими построениями (отказ философии в получении истинного знания). Успехи естествознания, открытия в биологии, химии, физике оказывали влияние на психологические взгляды.
Можно выделить три периода в развитии ассоцианизма в XIX веке:
1 - период расцвета - развернутая, законченная, классическая форма
ассоцианизма (Томас Браун, Джеймс Милль).
2 - период размывания - пересмотр основных положений о предмете и
методе ассоциативной психологии (Джон Стюарт Милль, Ал-р Бен).
3 - период кризиса - отказ от многих принципиальных положений ассоциаиизма (Герберт Спенсер).
Расцвет ассоцианизма
Т.Браун (1778-1820)
Развивал учение об ассоциациях. Ввёл понятие «вторичные законы ассоциаций», т.е. указал на дополнительные факторы, объясняющие
возникновение ассоциаций:
- сила исходного ощущения
- новизна ощущений
- близость ощущений
- природные способности индивида
- состояние его здоровья.
Рассматривал мышление как процесс решения задач. Процесс решения задачи
предполагает возникновение множества ассоциаций. Процесс решения - это правильный выбор ассоциации.
Выдвинул идею «виртуального анализа» или умственного анализа, как метода исследования психики. Проводил аналогию между психическим и химическим состоянием (влияние химии). Как в химии, конечное вещество состоит из ингридиентов, непохожих на то вещество, которые можно специально выделить путём анализа, так и в «химии сложного чувства» с помощью специального анализа, требующего сосредоточенности мысли., можно разложить сложное чувство на составляющие элементы.
Оппоненты: самое сложное чувство всегда есть одно чувство, нет половины радости или половины горя (т.е. анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений).
Пролеживается влияние на взгляды Брауна механицизма. Считал, что вся психическая жизнь подчинена закону ассоциации. Основное положение, характерное для ассоцианизма Брауна: всякое сложное психическое явление сводится к сумме простых, его составляющих (одно из базовых положений классического ассоцианизма.
Джеймс Милль (1773-1836)
Основная работа «Анализ явлений человеческого духа» или «Анализ феноменов человеческого ума». Считал, что психическими элементами являются ощущения, идеи. «В психике есть только одно психическое явление - ощущение, один закон – ассоциации». Исходные элементы ощущения, идеи – по-разному группируются, ассоциируются и составляют механизм человеческого духа. К необходимым условиям закрепления ассоциаций относил живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. По мнению Милля, человеческий ум - это некая пассивная структура, приводимая в движение только внешними стимулами. В ответ на эти стимулы человек реагирует автоматически.
Сформулировал общий закон ассоциации:
«Идеи зарождаются и существуют в том порядке.. в котором сушествовяли ощущения, как их оригиналы».
По убеждению Милля, ассоциации это процесс автоматический. Пассивный. Те ощущения, которые встречаются вместе в определённом порядке, в том же порядке будут воспроизведены и в идеях.
Такая организация душевной жизни была названа «ментальной механикой», т.е. в основание механизмов психической жизни были положены механистические представления и закономерности.
Например, понимание Дж. Миллем деятельности воспоминания: «Необходимо что-то вспомнить, от этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападаем» на ту идею, которую хотели вспомнить, то вспоминаем». (напоминает решение задач Брауна)
Период размывания ассоцианизма
Джон Стюарт Мжлль (1806- 1873)
Развивая идеи ассоциативной психологии, пришел к выводам, свидетельствующим о несостоятельности этой теории.
Подверг критике позицию своего отца, по вопросу о пассивности
Человеческого сознания. Ум принимает активное участие в возникновении
ассоциативных идей. Сложные идеи не просто результат суммирования нескольких простых идей. В ходе процесса ассоциирования возникают новые качества, отсутствующие у составных элементов.
Полагал, что психология должна учиться не у механики, а у химии. В результате синтеза возникает некое новое качество, несводимое к качествам исходных частей или элементов.
Аналогичные процессы происходят и при ассоциировании ряда простых идей в сложную. Его учение называется «ментальная химия».
Пример: «семь цветок спектра порождают белый цвет, а не то, что они действительно есть суть белый цвет, - точно также относительно сложней идеи, образующейся путём соединения нескольких более простых идей... Надо сказать, что она есть результат или порождение этих простых идей, а не то, что она состоит из них Т.о., здесь мы имеем случай психической химии: простые идеи порождают, а не составляют своей совокупностью идеи сложные».
Возникает вопрос: «Как открыть эти элементы?»
А." *
По мнению Милля, в данный момент не существует метода для анализа психических явлений, но откалываться от изучения психики нельзя, можно изучать сознание как целое.
Пересмотр предмета ассоциативной психологии связан с тем, что Миллль говорит о точном соответствии психического и физиологического. Нe только ощущения, но и все явления сознания можно соотнести с физиологическими процессами. Он замечает: «многие физиологи утверждают, что мысль есть в такой же степени результат нервной деятельности, как и ощущение. И продолжает: «Этотолько кажется, будто одна мысль вызывает другую путём ассоциации, на самом деле ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя составляющими мозга, предшествовавшими разным мыслям».
Вывод: самостоятельных психических законов не существует. В основе всего лежат законы, связанные с нервными процессами: психология есть только ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения. Психология, предметом которой является сознание (ассоциативная психология), существует до тех пор, пока не сделаны открытия в физиологии. Ассоциативная психология не имеет своего предмета.
Милль считает, что сознание не сводимо к существованию ассоциаций. Предполагает, что есть какое-то другое начало. Он вводит в качестве такого начала «Я» (не раскрывая содержания). Т.о., он делает ещё одно отступление от
от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.
Александр Бэн (1818-1903)
Опирался на данные физиологии нервной системы и органов чувств, биологии. В ряде существенных моментов отступает от основных принципов ассоцианизма:
1 – разрабатывал проблему произвольных движений, ввёл положение о спонтанной активности нервной системы. Утверждал, что произвольные движения складываются по закону ассоциации: если какое-либо движение более одного раза сопровождается чувством удовольствия, то возникает «удерживающая сила духа», которая участвует в формировании произвольных движений.
Кроме «удерживающей силы» Бэн приписывает духу некоторые прирождённые свойства (акты ума). Например, способность к различению, нахождению сходства, удержанию впечатлений и способность вызывать впечатления посредством чисто душевных сил, т.е. без внешних влияний.