Ф.И.О. студента Умрихина Виктория Радиковна, ЗБ-РНО-41
Пр.занятие).
Тема: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».
Погружение в проблему. Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания. Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.
Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается: внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.
Задание 1. Сочинения различаются (Т.А. Ладыженская):
· по тематике делятся на две группы:
-сочинения на лингвистические темы;
-сочинения на темы из жизни (так называемые свободные темы).
· по типу создаваемых текстов:
- сочинения, относящиеся к «школьным жанрам»: сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
- сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
· по форме и стилю речи: различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).
· по источнику получения материала: различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.
Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим. грамматическим, стилистическим и др.
Дополнительное задание (по желанию): назвать еще и другую классификацию (со ссылкой).
Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:
Основания, по которым классифицируются сочинения
1. По цели проведения
I Обучающие сочинения
II Контрольные сочинения
III Сочинения с грамматическим заданием
2. По источнику и характеру материала
I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала
II По одному или нескольким источникам
III Сочинения с применением наглядностей и ТСО
IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе.
V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом
VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов.
3. По объему готового сочинения
I Развернутые сочинения
II Сочинение-миниатюра
III Сочинения заданного объема
4. По тематике
I Сочинения на лингвистическую тему
II Сочинения на литературную тему
III Сочинения на свободную тему
5. По способу изложения мысли
I Описание, повествование, рассуждение
II Сочинения смешанного типа речи
III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение.
6. По степени самостоятельности
I С длительной подготовкой
II Без предварительной подготовки
III Самостоятельное
(https://www.normaleducation.ru/dafes-518-3.html)
На заметку!!!
Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).
Процесс подготовки к сочинению:
-рассредоточенная подготовка;
-подготовка на специальном уроке развития речи.
Как работать над сочинением
1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.
3. Соберите или отберите необходимый материал.
4.Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу-дет основным в вашем сочинении.
5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен-ный, публицистический и др.).
6. Составьте план.
7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.
Под жанрами сочинений традиционно понимают типы текстов — повествование, рассуждение и описание. Так, выделяют сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и сочинение-описание. «Чистые» жанры дополняются смешанными: сочинение-повествование с элементами описания и т. д.
Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.
Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам | |||||||||
Повествование | |||||||||
О каком-либо случае из жизни | На основе увиденного и услышанного | На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) | На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) | На самостоятельно выбранную тему | |||||
Описание | |||||||||
Описание отдельных предметов, животных | Описание помещений, природы | Описание действий, процессов, внешности человека | Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов | ||||||
Рассуждение | |||||||||
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме | Рассуждение на тему дискуссионного характера | Рассуждение, требующее раскрытия понятия | |||||||
Задание 2. Составить список литературы по теме: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».
В качестве пожелания:
1.Основная литература (учебники, учебные пособия) – 4-5 источников. Обратите внимание: Работа над сочинением по картине!!!!!
1) Текучев А. Методика русского языка в средней школе. М.: Книга, 1980 г. с. 297-299;
2) Баринова Е., Боженкова Л., Лебедев В. Методика русского языка. М.: Книга, 1974. С. 31.;
3) Система обучения сочинениям на уроках русского языка (5-9 классы), под. ред. Ладыженской Т.А. М., Просвещение, 1978;
4) Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом «Дрофа», 1998
2.Дополнительная литература (ж. «Русский язык в школе»» 8-10 источников). Обратите внимание: Работа над сочинением по картине!!!!!
1) Богданова Е.С. Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению. Русский язык в школе. 2016;(2):19-22.
2) Кирякова Л.В. Каким быть экзаменационному сочинению? Русский язык в школе. 2015;(8):20-22.
3) Телкова В.А. Тема сочинения и проблема ее выбора учащимися (Из опыта дореволюционных гимназий). Русский язык в школе. 2017;(8):43-47.
4) Бариева Г.Р. Сочинение - толкование понятия (IX класс). Русский язык в школе. 2015;(8):25-27.
5) Беднарская Л.Д. Обучение итоговому сочинению на уроках развития речи. Русский язык в школе. 2016;(2):22-26.
6) Токарева И.Ю. Применение концептуального анализа ключевых слов культуры при подготовке к итоговому сочинению. Русский язык в школе. 2017;(11):3-6.
7) Гаврик Л.Б. Урок подготовки к сочинению-описанию в VI классе. Русский язык в школе. 2016;(1):25-27.
8) Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Русский язык в школе. 2015;(2):11-17.
3.Нормы оценки изложений и сочинений (хранить у себя в портфолио).