Приемы управления вниманием, памятью и мышлением




Использование учителем соревновательных ситуаций для повышения интереса к материалу, как правило, сопровождается возникновением конфликтных ситуаций между обучающимися.

Возрастная группа: педагоги

Цель: повышение профессиональной подготовки педагогов

Задачи: просветить о приемах повышения интереса к уроку (помимо соревновательных ситуаций)

Научить разрешать конфликтные ситуации в классе между обучающимися

Активизация мотивационно - ценностной ориентации учащихся

Создание комфортной образовательной среды с учетом состояния их морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей

Подготовительная работа:

1.)Пообщаться с психологами, подготовить материал о конфликтных ситуациях

2.)Пообщаться со специалистами на тему повышения интереса к уроку

3.)Направить запрос о повышении квалификации определенных педагогов по направлению педагог-психолог или психология

Прогнозируемый результат:

Использование разнообразных методов педагогами для повышение интереса к уроку

Ход работы

Нужно объяснить, что приемов повышения интереса к уроку, помимо соревновательных ситуаций), существует множество.

Опираясь на сведения о состоянии интереса учащихся, можно использовать следующие приемы:

• обогащение содержания урока за счет привлечения дополнительного занимательного материала;

• необходимо такое начало урока, где есть интересный материал по теме урока (показ старинной книги, журнала, использование видеотехники и т.д.);

• внести в урок материал, связанный с деятельностью самих школьников (участие в археологических раскопках, географических и фольклорных экспедициях, турпоходах, поездках по историческим местам и т.д.); аналогичное использование краеведческого материала, особенно взятого из школьных музеев, кабинетов и т.д.;

• применение элементов дискуссии (особенно при организации коллективной познавательной деятельности).

Из всех познавательных функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи - школьники менее всего опираются именно на мышление, а чаще всего — на память. Это связано с тем, что мышление как самая мощная познавательная функция возникает только в ситуациях личностного затруднения, т.е. в проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация — это ситуация интеллектуального затруднения, которая сопровождается состоянием удивления, недоумения, неопределенности, тревоги за состоятельность человека как личности. Это неизбежно вызывает творческое мышление, активную мотивацию преодоления умственной трудности (наподобие спортивного азарта), эмоциональную разрядку при обнаружении путей решения проблемы, что обеспечивает прочное запоминание материала, привычку заниматься умственной работой, высокую личностную удовлетворенность тяжелым умственным трудом.

Проблемные ситуации можно вводить на ряде уроков почти по всем дисциплинам - и естественным и гуманитарным.

Основные признаки проблемной ситуации:

• задается трудный вопрос, но доступный для учащихся;

• вопрос должен быть понятным;

• для поиска ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания.

Приемы управления вниманием, памятью и мышлением

Приемы, вызывающие и удерживающие внимание:

• эффект «яркого пятна»;

• создание ситуации ожидания;

• неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации;

• опора на имеющийся опыт ученика;

• удовлетворение выраженной познавательной потребностью в определенных знаниях;

• снятие напряжения, страха, неуверенности;

• уважение личности ребенка (внимательность к его состоянию в данный момент).

При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии с требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ничему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития.

Организация процессов памяти подразумевает:

• выделение ключевых понятий, идей, их осмысление;

• установку на длительность запоминания;

• обеспечение активности школьника при запоминании (введение логических заданий, «подключение нескольких орга­нов чувств и т.д.);

• создание настроя на уверенное и ответственное запомина­ние. Предупреждение забывания:

• в течение урока основные выводы (желательно самому учителю) четко повторить 2-3 раза с интервалами в 20-30 минут (из опыта В.Ф. Шаталова);

• желательно уже дома ученикам один раз прочитать учебник и один раз повторить своими словами. Чаще использовать активное воспроизведение материала в виде припоминания по схеме: «карандаш — чистый лист бумаги» (из рекомендаций К.Д. Ушинского).

  • Применение знаний на практике (упражнений, лабораторных работ и т.д.).

Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам.

Необходимо упражнять школьников в анализе логичес кой структуры учебного материла, требуя от их различения основных положений и аргументации, фактического материла и комментария.

Организация мыслительной деятельности:

• применение комплекса операций мышления (сравнение, классификация, обобщение, выделение главного, типизация и т.д.);

• использование переноса знаний;• сочетание предметно-действенного, образного и логического мышления;

• эффект «внечувственного» проявления мышления, например, с помощью пословиц типа «Не все то золото, что блестит», «Не в свои сани не садись» и т.д., а также других форм фольклора.

В большинстве случаев конфликтные ситуации между учителем и учеником возникают потому что учитель не владеет еще одной, очень важной, составляющей педагогического мастерства – ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТАКТОМ. В широком понимании, это бережное отношение к человеческому достоинству ребенка, умение найти подход к учащимся, соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе. Тактичный преподаватель - это внимательный, вежливый, приветливый и уравновешенный преподаватель.

Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя. Это то же, что голос для певца или слух для музыканта.

Можно выделить шесть качеств, которые должен развивать в себе педагог, чтобы овладеть педагогическим тактом: НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ДОВЕРИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ.

Помимо всего вышесказанного, нужно отметить, когда урок интересен и ученики мотивированы, не может быть и речи о конфликтных ситуациях, т.к. они поглощены уроком, у них просто нет времени и желания отвлекаться от него.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: