Другим источником, питающим познавательные интересы в обучении, является сама познавательная деятельность учащихся, которая, будучи педагогически надежно организованной, приносит учащимся иные впечатления, вызывает иные психические состояния, нежели те, какие возникают под воздействием содержания учебного материала. Вот почему воздействие различных форм организации и характера протекания учебной деятельности школьников порождает иной, своеобразный аспект формирования их познавательных интересов, отличный от аспекта стимуляции, вытекающей из содержания обучения.
В своих работах мы пытались вскрыть эти отличительные особенности, что в известной мере было осложнено тем, что эта сторона в реальном процессе обучения как бы слита с другой, более широкой тенденцией активизации учебной деятельности учащихся. Для того чтобы вычленить познавательный интерес из активности школьника, нужно было рассмотреть то своеобразие, которое он вносит в деятельность учащихся, его роль в общей линии, направленной на развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Совершенно очевидно, что именно в ходе учения познавательный интерес и выступал как мотив, не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания. Наблюдения за процессом учения классных коллективов, опытные уроки, проводившиеся с целью обнаружить особенности учебной деятельности, возникающие под влиянием познавательного интереса, а также прослеживание индивидуальных случаев его становления вскрыли некоторые особенности проявления познавательных интересов, что помогло определить и их роль в самом процессе деятельности. Результаты этих исследований можно свести к следующему:
1) познавательный интерес как мотив побуждает подростка не только к восприятию определенного круга явлений, но, что особенно важно для обучения располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в состоянии удовлетворять и поддерживать его познавательный интерес:
2) познавательный интерес обусловливает создание «внутренней среды» (Л. И. Божович), внутренних импульсов (Томашевский) учения, благодаря чему и процесс деятельности становится более активным, творческим, а результат более эффективным;
3) в свою очередь, сам характер деятельности ученика становится стимулом для укрепления интереса, потому что в ней с особой силой активизируется весь сплав интеллектуально-волевых и эмоциональных психических процессов. Интерес и тонизирует деятельность включением эмоциональной стороны, и обостряет собственно мыслительные процессы. Такое органичное взаимовлияние корковых и подкорковых процессов — и причина, и следствие влияния познавательного интереса на активную познавательную деятельность школьника;
4) в процессе активной и самостоятельной учебной деятельности, вызываемой интересом и, в свою очередь, подкрепляющей его у школьника, возникают особые специфические переживания, которые выходят за пределы его познавательной деятельности и распространяются на моральные и эстетические отношения школьника к действительности, не сводящиеся к переживаниям, связанным с восприятием и осмыслением содержания обучения. Так, содержание обучения как источник познавательных интересов вызывает у школьников, как мы видели, радость открытия мира, чувство удовлетворения возможностью углубляться в его познавание, удивление, чувство нового и предвкушение узнавания нового. Все эти переживания и состояния, как мы видим, можно охарактеризовать как интеллектуальные переживания, интеллектуальные радости.
Процесс деятельности, сопряженной с активностью и самостоятельностью ученика, вызывает иной оттенок переживаний, диапазон действия которых более широк:
— Осознание собственного роста, своего продвижения в познании мира.
— Радость овладения более совершенными способами учебной деятельности или действий.
— Удовольствие от процесса познавательной деятельности.
— Чувство успеха.
— Чувство собственного достоинства.
— Гордость за успех товарища.
— Различные переживания членов классного коллектива при решении общей, коллективной задачи (Учителя-мастера придают всем этим переживаниям своих учеников очень большую роль в формировании их интереса к своему предмету. «Я хочу, — говорят они, — чтобы ученик ждал моих уроков, ждал встречи со мной как источником новых, глубоких, интереснейших знаний. Чтобы это ожидание встречи с математикой его не покидало не только тогда, когда он решает предложенные мной задачи, но и тогда, когда он свободен в выборе своих занятий, — всегда!» (Д — засл. учитель школы РСФСР. Стенографическая запись).
Мы не вдаемся в анализ того, являются ли все эти впечатления от интересующей деятельности временными состояниями (Н. Д. Левитов) или стойкими образованиями. В зависимости от роли их в процессе деятельности, от того, насколько часты эти переживания, они "могут быть и теми, и другими. Одно совершенно ясно, что все это лежит у основания таких личностных отношений (В. Н. Мясищев), которые создают особую и внешнюю и внутреннюю атмосферу учения.)
Таблица 15.