Ход урока
Оргмомент. Психологический настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.
– Какую часть речи вы сейчас изучаете?
– Что такое существительное?
– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными.
Оформление тетрадей.
Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”
Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:
Стихи, П ушкин, Т омь, река, П рокопьевск, Р оссия, город, страна.
– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?
– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).
– По какому принципу вы распределяли данные слова?
– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)
Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Памятка
– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.
Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.
Прочитайте в Памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают.
– Какова особенность написания имен существительных собственных?
Закрепление изученного материала.
1. Лингвистическая разминка:
Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:
1 ряд: названия улиц города Прокопьевска;
2 ряд: нарицательные существительные;
3 ряд: географические названия (города, реки).
Проверка работ учащихся учителем (устно).
2. Выполнение упражнений:
· Работа с текстом:
В 2011 году мы отметили юбилей нашего города Прокопьевска. История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Деревня Монастырская впервые официально упомянута в атласе Ремизова в 1701 году, затем она переросла в село, названное в честь святого Прокопия. В 1923 году село с населением в 3600 человек было преобразовано в рабочий поселок. В 1931 году население посёлка составило 50 тысяч человек. И ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.
– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке.
– Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова?
Физминутка.
– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.
Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.
– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).
· Решение проблемной задачи:
На доске записаны слова:
Писатель – писатели | Виктор Петрович Астафьев |
Рассказ – рассказы | Челкаш |
Город – | Санкт-Петербург |
Имя – |
Вопросы и задания:
– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)
– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
(К нарицательным существительным)
– Измените по числам остальные слова.
– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
– К какой группе существительных относятся эти слова?
– Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам).
Работа с прикрепленным файлом.
· Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Ленинградской области:
Волхов Омск, Всеволожск, Москва, Бокситогорск, Топки, Курск, Выборг Осинники, Кириши Анапа, Киселёвск, Гатчина, Междуреченск, Тосно,Шлиссельбург Мыски, Мурманск, Волосово
Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по пла ну:
1. Государство. (Россия)
2. Город. ()
3. Область. ()
4. Улица. ()
5. Дом. ()
6. Гимназия.()
Промежуточный контроль:
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. Б 3.б 4. А