1. С данными словами образуйте сложные словосочетания двух видов: а) чтобы связь исходила от одного главного слова; б) чтобы связь исходила от разных главных слов.
Образец:
Желание выиграть время - сложное словосочетание, в котором связь исходит от главного слова выиграть; желание выиграть и выиграть время,
Стены кирпичного дома - сложное словосочетание, в котором связь исходит от разных главных слов: стены дома, кирпичного дома.
Читать, тропинка, ждать, надежный, полезнее, город.
2. Определите структурно-количественные типы словосочетаний: простые (двухкомпонентные и трехкомпонентные) и сложные. Охарактеризуйте несвободные компоненты простых (трехкомпонентных) словосочетаний. Укажите особенность строения сложных словосочетаний.
Образец:
Любить спорт - свободное простое (двухкомпонентное) словосочетание;
Будем искать решение - свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из компонентов словосочетания - будем искать -представляет собой аналитическую форму глагола (сложное будущее время);
Бежать сломя голову - свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из членов словосочетания - сломя голову - является фразеологически несвободным компонентом;
Встретиться с интересными людьми - сложное свободное словосочетание.
I. Наши южные просторы, самая справедливая политика, неудержимо желать увидеться, досками забить дверь, приходили раньше всех, будем играть с ровесниками, девушка с прекрасными глазами, самые дальние полеты, спал мертвым сном, желание выиграть пари, написать письмо матери, проезд к трем деревням, послание от двух друзей, испорчен до мозга костей.
2. Проснуться ни свет ни заря, увидеть что-нибудь интересное, вернуться вечером, пригласить друзей, за друга ручаюсь головой, вернуть книгу в библиотеку, самое большое озеро, рад видеть ее, более высокие оценки, будем учиться в университете, смелый в бою воин, желание покорить сердце, менее полезная поездка, оставить одного из студентов, самое приятное заблуждение, сильный туман, строить воздушные замки.
III. Пустынный остров, дом с черепичной крышей, охотничий домик в лесу, буду спускаться с вершины, знакомы с давних пор, уметь строить здание, говорить по-дружески, очень теплое сообщение, человек могучего здоровья, жить душа в душу, любоваться синим морем, твой родной город, первая гроза в мае, говорить с юмором, послать три письма, занятие музыкой, заниматься по четвергам, работать на осеннем поле, ехать лесом, добывать хлеб насущный, сражаться с ветряными мельницами.
Классификация словосочетаний по главному слову опирается на морфологическое выражение главных слов. В соответствии с этим различаются следующие типы словосочетаний:
1. Именные словосочетания, которые в зависимости от характера имени делятся на:
а) субстантивные (главное слово - имя существительное): зимний день, мой дом, отрывок из повести, умение нравиться, свидание с другом, седьмой день.
б) адъективные (главное слово - имя прилагательное): полезный для здоровья, едва слышный, широкий в плечах, способный организовать, очень известный, равнодушный ко всему.
в) с главным словом числительным: три друга, два студента, один из немногих, пятый по списку.
2. С главным словом местоимением: кто-то из ребят, нечто необычное, кто-нибудь из знакомых, каждый из них, некто в сером, что-нибудь особенное, любой из выступающих.
3. Глагольные словосочетания. В роли главного слова выступают различные формы глагола (причастия и деепричастия): доверить другу, нарушить границу, стремиться к знаниям, думающий о жизни, вспоминая о прошлом.
4. Наречные (адвербиальные) словосочетания. В роли главного слова выступает наречие или категория состояния: очень громко, по-осеннему холодно, больно руку, далеко от дома, мне весело, высоко в горы, хорошо в лесу. Следует отметить, что некоторые лингвисты выделяют словосочетания с категорией состояния в роли главного слова (очень больно, мне грустно, трудно с ним) в отдельную группу.
Задания для самопроверки
1. Выпишите словосочетания, сгруппировав их в зависимости от принадлежности главного слова к определенной части речи:
1) именные;
2) глагольные;
3) с главным словом местоимением;
Наречные.
Образец:
Вход в театр - именное словосочетание, субстантивное;
третий из спутников - именное словосочетание с главным словом числительным;
отдыхать в санатории - глагольное словосочетание.
I. Передовые люди, выдающиеся мыслители, письмо родителям, здание университета, новое платье, весь мир, улучшенная планировка, тезисы доклада, вспомнивший стихотворение, весьма довольный, вышивание бисером, купить книгу, упасть навзничь, дом с колоннами, делающий игрушки, увеличить гостиную, далеко от школы, полезная лекция, достойный похвалы, трое на снегу, не задолго до экзамена.
II. Сдать зачет, получить аттестат, любоваться природой, шестые сутки, какой-нибудь случай, исправленный автором, верный друг, три завода, нечто интересное, находиться у дома, забота о мире, двое из нее, необычно холодный, прекрасный Курск, появление на сцене, по-отцовски заботливый, кое-кто из группы, улыбающийся ребенок, ласковый с детьми.
III. Некоторые из людей, две сказки, очень обидное, заячья тропа, поговорить с учениками, бежать не оглядываясь, желание поделиться, четверо из города, знающий дело, заданный учителем, далеко от родных, мечта о счастье, задолго до праздника, нечто непредвиденное, говорить о новостях, весьма искусно, готовый сопротивляться.