Первый раз с уверенностью в этом храме/ 8
Многие сооружения, обнаруженные на стоянках раннего бронзового века, были интерпретированы как
Святыни, основанные в первую очередь на оборудовании, состоящем из антропоморфных фигур-
Рины и сосуды. Чаще всего в этом контексте упоминаются башня R в Южной
Ворота Трои I (где были обнаружены каменные стелы, одна из которых с вырезанным человеческим лицом),
‘святыни’ из последовательных фаз Трои (II, III и Vb), из фазы B в
Кусура 8 * и слой 9 М в Алисьяр-Хойюке, 82 мегарона от слоя 12 Келтепе
Курган и святилища из слоев XI и X-VIII в Пулуре на Верхней Евфре-
Р - 85
Tes (где были идентифицированы алтари, как в комплексе Залов в соседнем Корукутепе).
Но в отличие от месопотамских и сирийских храмов того же периода, анатолийский
Одни из них (возможно, за исключением мегарона в Кюльтепе) не выделялись
76 Франжипан 2003: 15411, рис. 4 и 5.
Ср. Франжипане 2003: 157: “Керамика периода Арслантепе VII, например, имеет свою собственную формальную
Особенности, не имеющие ничего общего с ранним или средним поттервом Urufc”.
Ворот
F.; Fi
Вмгипан 1997; 20С
13; 154, 158, рис. 4 и 6: ср., также Шарп Жуковский 1996: 178,
Ср. М
элиаарт 1959b:
Острый Джуко’
Ивский 1996: 149, 150 Рис. 5.5.
Melk
Искусство 1959b: 15 ЛЕТ
Л; эф, также Попко ЯВЛЯЕТСЯ
)95а: 41. - §
Ла мб
PL
Va; 1973: 28.
Schm
Idt 1932: 33ff.
, 90,
j
См. LI
Рис. 34. См. также 3
Вьель линк 1958: 93f.; 1983: 175f.
ДКТ
Джун - Гютертс
Ик 1972; ван Лун
I (ред.) 1978: 20tf.
Охалькоутский и ранний бронзовый век 21
В любом случае от окружающей архитектуры. В большинстве случаев они, предположительно, представляют
Возмущался дорнестийскими культами.
Лучшие свидетельства культа были зафиксированы в святилищах, которые составляли
Неотъемлемая часть архитектуры йиллажа из слоев XVII-XIV в Бейцесултане. Два
Святилища - близнецы были обнаружены в последовательных фазах. Каждый из них состоял из основного
Камера и небольшая смежная комната. Наиболее важным элементом aitar является
В восточной части комнаты находилась двойная глиняная стела, покрытая слоем штукатурки. В
Перед ним находился очаг с характерной подставкой для горшков в виде рогов
А за ним в пол вонзались сосуды или глиняные чаши. Экскаваторы интерпретировали
Отверстие в полу перед стелой в качестве места для деревянного шеста. Структура
С выходом charmel, расположенным у северной стены, был интерпретирован как айтар для
Кровавые жертвоприношения. В святилищах находились многочисленные каменные идолы в форме скрипки и
87 ■
обетные сосуды. Но вопреки тому, что можно прочитать в литературе, " существует абсо-
Абсолютно никаких доказательств того, что пара божеств, богиня и ее партнер-мужчина, были
Поклонялись здесь.
Наиболее важными свидетельствами бытового культа, найденными во многих местах, являются природные-
Истические и схематические женские статуэтки, а также антропоморфные и зооморфные
Сосуды, известные уже с позднего неолита, например, из слоя VI в Хаджиларе и
Kösjk Höyük. Сосуды такого рода были зарегистрированы в раннем бронзовом веке
В Трое, начиная со слоя II, 9, а также Демирчихойюк близ Эски-эхира, Карахойюк
На равнине Конья и Айи-ар-Хойюк близ Йозгата. Упоминания об аналогичных судах в
Хеттские тексты второго тысячелетия до н. э. позволяют предположить, что они были
Использовался в культовых молитвах и в более ранние времена.
Традиция небольших антропоморфных скульптур в Анатолии восходит к
Неолит. Преобладают женские образы; мужские фигуры не появляются до EB III
Период. Среди почти 1000 антропоморфных статуэток, известных на сегодняшний день из Чала
Колит и ранний бронзовый век, 1 наибольшее число схематично, наиболее типично
Форма-так называемые идолы в форме скрипки из Западной Анатолии и ЕВ III
Ллойд - Мейлаарт 1957; 1962: 37; Якар 1974; ср. также Шарп Жуковский 1996: 158f.
См. п. 86.
Поножи — Хелвинг 2003: 80 (сосуд в форме оленьей шкуры); Шуп 2005: 1.18; Йилдмм
— Гейтс 2007: 280 (антропоморфный горшок).
См. Шарп Жуковский 1996: 154ff.
90 Мейлаарт 1963b: 216. рис. 10.
Бильги 1972, См. Теперь Маковский 2005 с референтами.
Pbkuисторическая Анатолия
Энеолит и ранний бронзовый век
Каппадокийские алебастровые идолы с дискообразными телами и с одной-четырьмя головами
На длинных шеях. Статуэтки обычно находят в домах, а также в зданиях между-
Изображались как святыни, например, в Бейцесултане и в мегароне в Кюльтепе, часто в качестве-
Подобия, насчитывающие от нескольких до дюжины или около того объектов, которые могли бы указывать на их
Магическая функция или роль в домашнем культе. Однако нет никаких доказательств, указывающих на
Тимт они представляли богиню-мать. Аррас некоторых натуралистических статуй-
Эттес можно было истолковать как воспитанный в обожании. Схематические рисунки были также в-