‘Дочь.’ Следующий раунд жертвоприношений включал богов Хаттузы и Аринны
за ними, среди прочего, следуют боги Анкувы, Зипланды и центра(центров), лежащих в
Бассейн реки Зулия/Чекерек. Этот новый список божеств снова открывается
Бог бури и Вазеззили, за которыми следуют Инар и Хабандали / Луна и
Богиня очага Кузанилу / Гора Халла / Телипину / бог войны ЗАБ АБА
182 Певец 1983: IQlff.; Йошида 1996: 77ff. Реконструкция списка богов, которым поклонялись во время " великого
ассамблея", Певец, а затем бим Йошида объединили два отдельных раунда предложений вместе. Äcfcu-
Алджи, бог Бури с Вазеззили не должен появляться дважды в начале списка. Для
аналогичный список, относящийся к фестивалю fche "fchunder и MooiT" (CTH 630), см. в Laroche
А.
183 Сойсал (2004: 183, 319; 2005: 195) интерпретирует этого хаттианца на меня как "энергичного" (помеченного как
Женского пола).’
Хеттская Анатолия
(=Вурункатте) 18 * / [‘День'J / ГАЛ.ЗЮ / [Заю] т8 ° / Тухасаил, [(Ва-)Зиззасу], Зулия
река 186 / Сусумитту / "Владычица дворца" (D NIN.E.GAL) / Кьятаххидж из Анкувы (Ха-
ииккун. Кфатаххи]) / Зилипуру / Каттиму / Халки / Зилипуру и [ ] / Вахиси / Халлара
/ Хасамиджи / Тетешапи Хаттусы (Хаттус Тетешапи) ” / Гора Пушкуруна, Та-
палхуна / Бог бури Зипланда с Катаххи / Ульзой, Ульвом/пасу, Катарзасу / Су-
188 189
Сумахи, Симмису, Хараци / Ситарзуна, Тахампив/пу, Вахзасу (в другом тексте
Вавахсу), Таккифкау ‘Лев’ / [Вап?юттасу (в другом тексте (W]апутет 190), Кузан-
isu, Taljpiüanu.
За редкими исключениями (например, Луна, ‘День", Халки, Хабандали), все они хаттские
. |9 3
Божества или те, у кого хаттские имена. Природа многих меньших богов
В списках Симиджара бог войны оскорблен в сопровождении богини Трона Халмаснит.
1.85 Пекчиоли Дадди (1995) интерпретирует Заю как эпитет местного бога Бурь. Для Хаттян *саю/
заиу/эайл ‘лорд?/ см. Сойсал 2004: 306,
186 Для этой группы божеств см. восстановленный список богов: [Хулла?], [Телипину?], [ЗАБАБА], пДайХ,
[GÄL.ZU], (KBo 21.83 rev. Tf.:) Тухасаил, [(Ва-)Зиззасу?], Зулия, Йошида 1996: 114, 297.
Макмахон (1991: 249 с № 16) предположил, что последние упомянутые божества названы в
следующий абзац (откр. 3’) “три кипиккима [богини Солнца и Меццуллы?]". Другие контексты
Противоречите этому iclea. В некоторых текстах (Йошида 1996: 176ff,, 296) упоминается Карма хай(ли) после Тухасаила,
см. Оттен 1.976.1980 г. р. KBo 21,85+KBo 8,109+ iv! 19: ff. добавляет дополнительные возможности в эту группу:
Зиззасу, Зулия, Кахуппут, Тахангулла, Халмасуидду, Каттахи, [Зуу]уру/Сипуру. В других текстах
(Йошида 1996: 109f£., 297) За Сипуру следуют (три) кипикки/асду (из?) Богини Солнца
и Меццулла; ср. КБо 20,70+КБо 21,88 ii Iff. Также свидетельствуют шесть божеств, представленных парами:
Зиззису -Зулия, Телипину - Сипуру, Катахха-Таханкулла (Хаас 1994а: 476 с № 68). Ср. также
КБо 37.157 8 ’и далее: Туваса[ил?], [Кармахилджи? / Телипину Я ЗА[БАБУ], [Халмасуйдду / Оивуру, [Ка
таххи?] / [Уерияжду, Истану (Alp 1988a: 3621; Йошида 1996; 237). В Кл.Бегу перечислять сказанное
группа богов предшествует божествам Анкувы и Зипланды. Предположительно, мы имеем дело с
Местный пантеон(пантеоны) fche из бассейна реки Зулия/Кекерек. О значении ранних хеттских центров
В бассейне реки Зулия, см. Forlanixd 2002: 260f. Катапа является одним из высокопоставленных центров, которые будут
Расположен в этом регионе (ср. 3,2.3). О Зулии см. также Laroche 1946-1947: 41; 1973a: 87; Клингер
F. Sep/вуру был божеством, связанным с сельским хозяйством. В Ziplanda она получила offe.ri.ngs
Вместе с Телипину на гумне. см. Попко 1994: 43, 56.
187 llRli lfattus D Тетешапи в Кл.Список LAM соответствует 1 } Хаттусан(-)тевашап (КБо 21,85+КБо
8.109 i 24’) = mv %attuscis DINGIR ME§ ‘боги Хаттузы " в списке богов 630 года ХТ (см.
N. 182), ср. Сингер 1983: 102; Сойсал 2004: 459.
188 Суеумахи (Попко 1994: 44), Симмису(n) (ср. KBo 47.81 rev.? 3'f.: [ЛО]САНГА Д Симмисун) и
Хараци, божество, связанное с сельским хозяйством (Оттен 1972 —1975b; Попко 1994: 43; 1995a: 72). являются
также об этом свидетельствует культ Зипланды.
Ситарзуна также упоминается среди святых мест богов и других культовых объектов в церемониях
Проводится в доме хеста, см. ниже с № 247. Поэтому можно предположить, что это один из
Хтонические божества.
КБо 23.79 iii 6 ’, Йошида 1996: 81.
Нельзя исключать, что хеттско-лувийские божества были зачаты под некоторыми хаттскими именами, см.
Ниже.
Древний хеттский Пебиод 41
Появление в конце списка остается неясным. Некоторые из них присутствуют
Среди четырнадцати божеств, которым царь приносил жертвы ранее в храме
о богине Солнца: Богиня Солнца, [Меццулла], Бог Бури, Вазеззили, Инар, [Хахан-
дали?], ‘Леди из дворца/ ЗАБ АБА. Та[хампив/пу?], Вахзасу, Катаххи, [ дж,
Хасаммиу (~Хасам(м)или), Хараци;" другие принадлежали к группе богов эхаргед
С заботой об урожае, плодородии и домашнем хозяйстве, которые получали подношения в
Другой храм, возможно, Дом курсы (здесь текст поврежден), расположенный