Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
(ТУСУР)
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор –
проректор по УР
____________Л.А.Боков
«» 2014г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении практик
студентов, обучающихся в ТУСУРе
ТОМСК 2014
Составитель Аксенова Ж.Н. Положение об организации и проведении практик студентов, обучающихся в ТУСУРе. Томск: Изд-во ТУСУР, 2014.
53 с.
В положении рассмотрены вопросы, связанные с организацией и проведением практик, запланированных в рамках рабочих учебных планов всех направлений и специальностей подготовки, реализуемых в ТУСУРе. Расписаны обязанности руководства университета, руководителей практики от предприятий и ТУСУРа, указаны обязанности студентов при проведении работ на практиках.
В положении даны указания по форме и содержанию отчета по результатам практик, регламентирована необходимость защиты отчета по практике.
Положение является основой для разработки методических указаний по организации конкретных практик для каждого направления/уровня подготовки студентов на кафедрах.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения. 4
2 Виды практик в ТУСУРе. 6
3 Цели и задачи практик в ТУСУРе. 7
4 Организация практики студентов. 14
5 Отчетность и аттестация по практике. 18
6 Обязанности Администрации университета. 19
7 Обязанности руководителя предприятия (организации, учреждения) и руководителя практики от предприятия. 25
8 Обязанности студента. 26
9 Материальное обеспечение. 27
10 Учебно-методическое обеспечение. 29
11 Структура и содержание отчета по учебной практике. 31
12 Структура и содержание отчета по производственной практике. 32
13 Структура и содержание отчета по педагогической практике. 33
14 Структура и содержание отчета по научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практике. 35
Приложение 1 Форма договора между ТУСУРом и предприятием. 37
Приложение 2 Форма заявки от предприятия для направления на практику. 39
Приложение 3 Форма направления студента на практику. 40
Приложение 4 Форма приказа для направления студента на практику. 41
Приложение 5 Форма дневника студента. 42
Приложение 6 Форма титульного листа отчета по практике. 51
Список использованной литературы.. 52
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ /1/, Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, веденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1154 /2/, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), Трудовым кодексом РФ /3/, Уставом ТУСУР /4/, нормативными документами ТУСУР по организации учебного процесса.
1.2. Практика - вид основной учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
1.3. Практика студентов ТУСУР является составной частью основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Практики, как вид учебных занятий, направлены на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций студентов в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
1.4. Данное положение определяет цели, правила организации и аттестации результатов всех видов практик студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения, а также права и обязанности студентов и преподавателей в период прохождения практик.
1.5. Практики проводятся в сторонних организациях, отвечающих требованиям основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров, магистров и специалистов, а также на кафедрах и в лабораториях ТУСУР (учебная и научно-исследовательская практики), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
1.6. Объемы и виды практик определяются на основании требований ФГОС ВО, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
1.7. Программа практики может предусматривать прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, по профессиям рабочих, должностям служащих и сдачу квалификационных экзаменов.
1.8. Порядок организации практики для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, устанавливается выпускающей кафедрой.
1.9. Для инвалидов I, II и III групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается выпускающей кафедрой с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
1.10. Общее учебно-методическое руководство организацией практик осуществляет УУ во взаимодействии с кафедрами.
1.11. Непосредственно организацию и методическое обеспечение практик студентов всех форм обучения осуществляют выпускающие кафедры в лице заведующего кафедрой и назначенных им лиц, ответственных за проведение практик от кафедры.
1.12. Общую координацию работы и контроль за проведением практик осуществляет УУ.
1.13. Оценивание результатов практик производится на основе утвержденных на выпускающей кафедре критериев сформированности профессиональных компетенций, т.е. готовности выпускника для успешного ведения профессиональной деятельности в определенных условиях и руководящих материалов по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов ТУСУР.
Виды практик в ТУСУРе
2.1. Основными видами практики студентов ТУСУР, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров и специалистов, являются:
• учебная практика;
• производственная, включая преддипломную, практика.
2.2. Основными видами практики студентов ТУСУР, обучающихся по основным образовательным программам подготовки магистров, являются производственная и педагогическая практики. Производственная практика магистров может реализовываться в виде следующих практик:
• научно-исследовательская,
• научно-производственная,
• производственно-технологическая,
• проектно-конструкторская,
• организационно-управленческая и т. д.
Конкретное название практики устанавливается основной образовательной программой направления или профиля подготовки магистров.
2.3. Учебная практика бакалавров и специалистов может включать в себя несколько этапов:
• практика по получению первичных профессиональных умений и навыков,
• научно-исследовательская работа,
• исполнительская практика,
• творческая практика и другие этапы, определенные кафедрой и указанные в ООП.
2.4. Производственная практика бакалавров, специалистов и магистров может быть реализована как:
· производственная практика по профилю подготовки бакалавра и специалиста (технологическая, исполнительская и т. п.);
· научно-исследовательская, научно-производственная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская практики при подготовке магистров.
2.5. Производственная и преддипломная практики специалистов и магистров может включать в себя несколько этапов:
• практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности,
• научно-исследовательская работа,
• педагогическая практика,
• технологическая практика,
• исполнительская практика,
• творческая практика и другие этапы, определенные кафедрой и указанные в ООП.
Цели и задачи практик в ТУСУРе
3.1. Цели и задачи, а также сроки проведения конкретного вида практики с учетом места прохождения практики определяются в соответствии с требованиями ФГОС ВО конкретного направления подготовки или специальности, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов, разработанных на кафедре и утвержденных в установленном порядке.
3.2. Цели учебной и производственной практики бакалавров и специалистов:
· формирование профессиональной компетенции студентов через применение полученных теоретических знаний в решении конкретных производственных или научно-исследовательских задач;
· обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, начиная с приобретения знаний о рабочих профессиях, формами и методами работы;
· приобретение профессиональных навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей по месту работы;
· воспитание исполнительской дисциплины;
· приобретение умения общения с коллегами по работе;
· приобретение умения самостоятельно решать задачи, возникающие в деятельности конкретного предприятия или организации;
· приобретение и закрепление психолого-педагогических знаний в области инженерной педагогики.
3.3. Задачи учебной и производственной практики бакалавров и специалистов:
· приобретение и расширение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов;
· практическое освоение основ будущей профессии;
· практическое освоение форм и методов управленческой деятельности, производственной этики и культуры;
· приобретение навыков работы с документацией, анализа производственной информации;
· приобретение навыков работы с пакетами прикладных программ;
· ознакомление с организацией рабочих мест, с их техническим оснащением и с размещением технологического оборудования;
· ознакомление с технологическими процессами, аппаратами и методами управления ими;
· самостоятельное решение проблемы, сформулированной в индивидуальном задании;
· ознакомление с методами решения задач охраны окружающей среды и обеспечения безопасных условий работы;
· ознакомление с планированием и организацией финансовой деятельности предприятия или организации;
· ознакомление с методами решения проблемы ресурсосбережения на предприятии;
· освоение в практических условиях анализа экономических показателей производства;
· сбор и анализ материалов для выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР);
· изучение новейшей научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования или производства;
· формирование практических навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской, производственно-технологической, проектно-конструкторской или организационно-управленческой работы;
· проведение экспериментов по заданной тематике, обработка и анализ результатов;
· составление отчета по выполненному заданию;
· участие во внедрении результатов исследований и разработок;
· адаптация будущего специалиста к профессиональной среде.
3.4. Цели и задачи педагогической практики магистров и специалистов:
· знакомство и приобретение начальных навыков в соответствии со спецификой деятельности преподавателя в университете;
· приобретение навыков творческого подхода к решению педагогических задач;
· ознакомление со структурой кафедры, ее составом и квалификацией преподавательского состава;
· ознакомление с особенностями педагогической, методической и научно-исследовательской деятельности кафедры, направлениях подготовки бакалавров, специалистов и магистрантов;
· приобретение навыков и владений по подготовке и проведению основных видов занятий в университете;
· расширение теоретических и практических знаний основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в университете;
· освоение методов контроля и оценки профессиональных знаний и умений студентов;
· понимание требований, предъявляемых к преподавателю в университете;
· получение начальных навыков подготовки и проведения учебных занятий;
· освоение основ психолого-педагогической и воспитательной работы преподавателя университета.
3.5. Учебная практика бакалавров и специалистов может проводиться в несколько этапов:
· ознакомительные экскурсии на предприятии, в организации и учреждении соответствующего профиля;
· получение первичных профессиональных умений через приобретение навыков практического решения проблем будущей профессии: в подразделениях университета, в языковых, компьютерных и учебных центрах профессионального образования и т.д.;
· получение представления о структуре и работе предприятия или учреждения;
· получение представления об организации производственных процессов предприятия, сырье и выпускаемой продукции;
· получение представления о требованиях к профессиональной компетенции специалистов предприятий, организаций и учреждений соответствующего профиля.
3.6. Преддипломная практика специалистов и магистров является завершающим этапом обучения по приобретению профессиональных компетенций студентами на предприятии, в организации по направлениям подготовки бакалавров и специалистов и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения. Преддипломная практика может включать в себя те же виды, что и производственная практика (п. 2.5) с учетом требований ФГОС ВО, и предусматривать, кроме того, сбор материала для последующего выполнения ВКР. Элементы прохождения преддипломной практики с целью сбора материала для выполнения магистерской диссертации, в той или иной форме, предусмотрены в некоторых учебных планах подготовки магистров.
3.7. После завершения обучения студентов на первом курсе по направлениям подготовки магистров организуется научно-исследовательская (научно-производственная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская) практика, как правило, по индивидуальным программам с учетом профилей подготовки, требований ФГОС ВО, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов по профессиональным компетенциям и темы магистерской диссертации. При разработке программы научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практики необходимо сформулировать требования к принимающей стороне. Принимающая сторона должна обеспечить студенту возможность:
· изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
· участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических, проектных, конструкторских и управленческих разработок;
· пользоваться современными программными продуктами;
· осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования или выполнения индивидуального задания;
· осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию производственной и экономической информации по теме практики или выполнения индивидуального задания;
· составлять отчет по результатам выполненной в период практики работы;
· выступать с докладами на конференции;
· участвовать в публикации результатов научно-исследовательской и другой работы в качестве соавтора.
3.8. Студент в результате прохождения научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практики должен:
· уметь использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
· уметь использовать современные достижения науки и технологий при модернизации действующих и проектировании новых производств, в конструировании нового оборудования;
· владеть методами управления технологическими процессами и производствами;
· научиться планировать и ставить задачи исследования, проектирования, конструирования, управления; выбирать эффективные методы выполнения соответствующей работы; интерпретировать и представлять результаты научных исследований, проектных, конструкторских и экономических решений; давать практические рекомендации по их внедрению в производство;
· владеть методиками проведения экспериментальных исследований;
· уметь анализировать результаты деятельности предприятия (фирмы) в области экономки, финансов, маркетинга, развития производства, перспективного планирования и т. д.;
· уметь представлять результаты исследования, проектирования, конструирования, экономического анализа в виде отчетов, рефератов, научных публикаций, презентаций и на публичных обсуждениях.
3.9. Конкретные умения, владения и навыки, которые студент должен приобрести в период научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практики, должны быть определены в основной образовательной программе направления подготовки магистра и в его индивидуальном задании на практику.
3.10. Студент в результате прохождения педагогической практики должен обладать следующими качествами:
· уметь подготовить и прочитать лекцию, провести семинарское или практическое занятие, лабораторную работу с использованием современных педагогических, дидактических и компьютерных технологий;
· уметь подготовить демонстрационные материалы, необходимые для сопровождения лекции или практического занятия;
· уметь провести деловую игру по заданной тематике;
· иметь представление о разработке критериев оценки знаний студентов;
· уметь подготовить тесты и вопросы для текущего и промежуточного контроля знаний студентов;
· уметь формулировать темы и содержание курсовых проектов по дисциплинам учебного плана направления подготовки бакалавров и т.д.