А.А.Тарасов, А.С.Таран, С.В.Юношев
ДЕЛОВАЯ ИГРА
"Учебный уголовный процесс"
Учебное пособие
для студентов очной формы обучения специальности 021100 - "Юриспруденция"
Издательство “Самарский университет”
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
ББК 67.99(2)93
УДК 343.1
Т 191
Тарасов А.А., Таран А.С., Юношев С.В. Деловая игра“Учебныйуголовный процесс”: Учебное пособие: Самара: Изд-во” Самарский уни-верситет”, 2003. 36 с.
Настоящее учебное пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специаль-ности 021100- "Юриспруденция".
Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей, принимающих участие в организации и проведении деловой игры по курсу "Уголовный процесс".
ББК 67.99(2)93
УДК 343.1
Отв. редактор д-р юрид. наук, проф. С.А. Шейфер
Рецензент д -р юрид. наук, проф. И.Ф.ДемидовСектор проблем право-судия института государства
и права РАН
© Тарасов А.А., Таран А.С.,
Юношев С.В., 2003
© Изд-во “Самарский
университет”, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Реализация правовой реформы в нашей стране предусматривает реше-ние проблем подготовки высококвалифицированных юридических кадров. Профессиональные знания юриста должны обеспечивать высокую эффек-тивность правоприменительной деятельности.
В настоящее время для вузов актуальна задача изменения системы обу-чения – необходимы не только высокий уровень теоретической подготовки по юриспруденции, но и выработка практических навыков применения этих знаний, формирование профессионального правосознания на возмож-но более раннем этапе подготовки молодого специалиста. Процесс обуче-ния должен быть приближен к реальным условиям.
Деловые игры (ДИ) - одна из активных методик обучения. Деловая иг-ра на юридическом факультете вуза представляет собой воспроизведение деятельности участников процесса, игровое моделирование правоотноше-ний.
Учебные ДИ позволяют активизировать учебный процесс и существен-но ускорить формирование у слушателей комплекса теоретических знаний, умений и навыков, которые влияют на повышение эффективности дея-тельности практикующего юриста.
В ходе организации и проведения деловых игр среди студентов спе-циальности 021100 - "Юриспруденция" достигаются следующие учеб-ные цели:
- формируется адекватное представление студентов о предстоящей профессиональной деятельности;
- демонстрируются типовые модели (алгоритмы) профессиональной деятельности;
- прививаются элементарные навыки правоприменительной и правоза-щитной деятельности;
- апробируются новые, не получившие широкого практического при-менения процессуальные формы;
- моделируются типичные проблемные ситуации;
- отрабатываются процессуальные формы доказывания;
- анализируются недостатки действующих нормативных предписаний и практики их применения;
- эмпирическим путем обосновываются позиции по спорным теорети-ческим вопросам различных отраслей права;
- выявляются конфликты и проблемы, которые могут возникнуть на практике, определяются возможные пути их разрешения;
- формируются профессиональные качества специалистов в условиях, приближенных к реальным, элементы профессионального правосознания;
- отрабатываются навыки работы в коллективе;
- раскрывается личностный потенциал студентов;
- осуществляется контроль за ходом учебного процесса, оценка знаний студентов;
- проверяется уровень готовности студентов к реальной правоприме-нительной и правозащитной деятельности.
Настоящее учебное пособие представляет собой проспект учебной деловой игры "Учебный уголовный процесс" для студентов судебно-прокурорской и следственно-криминалистической специализации дневного отделения юридического факультета по курсу "Уголовно-процессуальное право".
Пособие состоит из пяти разделов:
Первый раздел "Общие положения"определяет цели учебной игры"Учебный уголовный процесс", состав ее участников, время, формы и эта-пы ее проведения.
Второй раздел "Подготовительный этап"раскрывает критерии подборадела, способы его получения и способы отбора участников игры.
Третий раздел "Репетиционный этап"дает детальную характеристикуработы по подготовке деловой игры от ознакомления с делом участников игры до проведения генеральной репетиции включительно.
Четвертый раздел "Демонстрационный этап"представляет процедурупроведения деловой игры "Учебный уголовный процесс".
Пятый раздел "Заключительный этап"определяет порядок и формыподведения итогов деловой игры.
В пособие включены пять приложений. В них представлены образцы тех документов, которые обеспечивают организацию и проведение дело-вой игры: письмо-запрос и письмо-ходатайство кафедры уголовного про-цесса и криминалистики в суд, график ознакомления участников деловой игры с материалами дела, проект плана и сценария деловой игры на при-мере подготовительной части судебного разбирательства.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цели проведения деловой игры
Целями проведения деловой игры "Учебный уголовный процесс" яв-ляются:
- показать этапы и процедуру стадии судебного разбирательства;
- научить правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);
- привить практические навыки реализации полномочий профессио-нальными субъектами уголовного судопроизводства в ходе судебного раз-бирательства (составления процессуальных документов, устных выступле-ний в суде первой инстанции и т.д.);
- определить уровень теоретической подготовки студентов 3 курса дневного отделения юридического факультета по дисциплине "Уголовный процесс".