О горе Кассий см. теперь Porfcnoff 2006.
Бордрейль 1989; Дейкстра 1991: 133ff.; Попко 1998: 123f,; Вильгельм 1998 —2001a. Согласно с
Швемер (2001: 228), гору Нанни следует искать маха дальше на восток.
Тем не менее, это подтверждается упоминанием этой горы в Деяниях Суппилулиумы в
Контекст сирийской кампании Туталии III.
Сувалият был его верным спутником. 66 ^ Супруга Тасмису Набархи почиталась
в Тайде на Верхнем Хабуре. 66 °
Хурриты северной Сирии отождествляли Тессуба с семитским богом Бури
Хадда/Адду. В хуррианизированных центрах Сирии и Киззуватны местный шторм-
Боги почитались под именем Тессуб. Самый важный из сирийских
Богами бури был бог Бури Халаба, культ которого имел надрегиональное значение
Уже в третьем тысячелетии до нашей эры, включая Эблу и Мари на среднем Евфре-
Тес. v Значение Адду Халаба возросло в древневавилонский период, когда
Алеппо был королевской резиденцией могущественного королевства Ямхад. Он был в
возглавляя пантеон Ямхада, король Ямхада был "возлюбленным Адду" и
сама земля Ямхад была названа просто "Землей Адду". 667 Хуррит или Хур
Рианизированные правящие семьи из других центров Сирии и юго-восточной Анатолии вновь-
В соответствии с королевской идеологией царей Ямхадов. Как следствие, бог Бури
Из Халаба, уже занимавшего высокое положение во многих местных пантеонах, 668 появилось в
Хурритское одеяние Тессуба как главного бога в династических культах. Именно тогда Хебат,
Древняя богиня Халаб, культ которой засвидетельствован уже в текстах из Эблы
• - * * 669 в
третье тысячелетие до н. э.", стала супругой Тессуба, в то время как Сауска, его старый партнер из
Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
Сауска сформировала главную триаду в верованиях западных хурритов. Тем не менее,
Это изменение не было всеобщим во всех сирийских городах. В хурритских культах Уга-
Рит, как и в государственном пантеоне Миттани, Сауска оставалась верховной богиней и
Партнер Тессуба. 61 Она также сохранила свое видное положение в Алале, даже
664 Güterbock 1961a.
665 Культ Набарби (‘(Она) На войне 5), упоминаемой в древнейших текстах как Госпожа Навара/Нагара,
Засвидетельствовано уже за период Ur III, Guichard.1996 со ссылками. Gf, также Haas 1998 -
А.
Schwemer 2007b: 162ff.
Schwemer 2007b: 163. См. также выше, 3.1.1 с n, 238.
668 Ср., например, пантеон Хассува, засвидетельствованный в анналах Хаттусили I, КБо 10.1 обв. 37ff,:
Бог бури Армарука (=? Аммарик, Джебель Семан к западу от Алеппо, Арчи 1998b: 40f.), Шторм-
Бог Халаба, Аллатума, горы Адалур, Лихири, два серебряных здания (бога Бури?) и 13 stafcuett.es
(других божеств) гоида и серебра. Также упоминается Хебат, которую называют дочерью
Аллатум (КБо 10.1 обв.] 43f.). См. теперь Devecchi 2005: 46ff.; ср. также де Мартино 2003: 54ff. с
список литературы; Бекман 2006: 221.
Арчи 1994: 25 фунтов; Помпонио - Кселла 1997: 189 фунтов; Швемер 2001: 1151.
See, e.g., Haas 1994a: 543: Schwemer 2001: 461. Эти пантеоны, по-видимому, не были затронуты
По королевской идеологии Ямхада.
Эммре Пейод
Хеттская Анатолия
Хотя пантеон там возглавляли бог Бури, Солнце и Ишара (см.
Ниже).
Как только новая династия, происходящая из Киззуватны, пришла к власти в Хаттуле,
Культ Тессуба и Хебата Халаба, пара эхиф династического пантеона (см. 3.2.2),
Распространился на исконные территории хеттов в Малой Азии. 8 ' 1 Летопись Хаттусили I
Сообщают, что он привез в хеттские храмины статуи человеческих богов, награбленные в Сирии,
В том числе культовое изображение местной ипостаси бога Бури Халаба из города
Хассу(ва). 672 Однако это вряд ли является доказательством включения Тессуба из Халаба
и других человеческих богов в Древний хеттский пантеон.'
Саррама, 0 ' 1 первоначально великий горный бог, почитаемый в сиро-анатолийском
Пограничье в виде быка (в этом облике мы видим бима, например, на скальном рельефе с
Ханьери 6 "'), был включен в хуррито-киззуватнский пантеон как сын Теса
Саб и Хебат. Точно так же и в процессии божеств из Языкайи (3.2.2)
И в калути-списках Иджебата, где он упоминается чаще всего непосредственно после
Богиня. 6,8 Культ диады Хебат - Саррумма имел своим источником в теологической
Зачатие пары мать - сын. Саррумма также содержится в модифицированной кастрюле
теон из Халаба/ >7°, но изначально он, конечно, не участвовал в этом.
Саска. (‘Великий’ 680) принял на себя многие обряды шумерской Инанны и
Вавилонский Истар. как в ее женском аспекте как богини любви, так и в мужском
Как богиня-воительница. В последнем аспекте ее почитали с различными видами
Оружие воспринимается как независимые божественные существа. 881 Также связано с мужским
Аспектом Саски был культ 4 горячих камней, который сыграл важную роль в
Кленгель 1965а; Соучек - Зигелова 1974; Попко 1998; 2002.
См. п. 668.