Тематика рефератов
1. Педагогика как наука об образовании человека
2. Педагогика в системе наук о человеке, ее основные особенности.
3. Педагогика: основные понятия. Задачи педагогической науки. Отрасли педагогики.
4. Методы исследования в педагогике
5. Роль Я.А. Коменского в становлении и развитии педагогики
6. К.Д. Ушинский - основоположник русской педагогической науки
7. Развитие и воспитание личности. Характеристика факторов формирования личности, их взаимосвязь.
8. Образование как общечеловеческая ценность
9. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
10. Инновационные процессы в образовании
11. Образовательный процесс: традиции и инновации
12. Непрерывное образование: единство образования и самообразования.
13. Понятие о целостном педагогическом процессе. Характеристика компонентов целостного педагогического процесса.
14. Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом
15. Обучение как компонент целостного педагогического процесса, его особенности и функции. Структура процесса обучения.
16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
17. Характеристика принципов обучения, пути их реализации на практике.
18. Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Классификация методов обучения, их сравнительная характеристика
19. Системы организации обучения. Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути ее совершенствования в современных условиях.
20. Формы организации обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока.
21. Лекция, семинарские и практические занятия в профессиональном обучении
22. Экскурсии, факультатив, консультация как формы организации обучения.
23. Инновационные технологии в обучении
24. Воспитание в педагогическом процессе. Цель и задачи воспитания. Особенности и структура воспитательного процесса.
25. Методы и средства воспитательного процесса. Условия их эффективного использования.
26. Потенциал интерактивных технологий в воспитательном процессе
27. Особенности нравственного воспитания личности. Содержание и формы нравственного воспитания.
28. Экологическое воспитание в современных условиях
29. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
30. Формирование эстетической культуры воспитанников
31. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников и студентов
32. Патриотическое воспитание в современной культурно-образовательной среде
33. Формирование коллектива и его влияние на личность
34. Сущность семейной педагогики. Роль семьи в воспитании детей.
35. Семья как субъект педагогического взаимодействия.
36. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
37. Социокультурная среда и социализация личности
38. Понятие об управлении. Управление образовательными системами. Органы управления и их основные функции
39. Образовательная система России.
40. Педагогическое общение. Функции общения. Стили общения. Барьеры в общении и их преодоление.
41. Профессиональное общение специалиста
42. Психологические и педагогические проблемы общения
43. Стили общения и этапы его реализации
44. Деловая беседа и ее особенности
45. Имидж специалиста. Технология развития имиджа специалиста
Рекомендуемая литература и электронные ресурсы
Литература
Основная
1. Педагогика [Текст]: рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 502 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. УМО в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник: рек. УМО по образованию в обл. подгот. пед. кадров в качестве учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / авт., ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учеб. для бакалавров: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. - 314 с
Дополнительная литература
1. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: допущено УМО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2009. - 299 с.
2. Борисова, О. Школьный климат как элемент гражданского общества [Текст] / О. Борисова // Воспит. работа в шк.-2007.-№2.-С.91-94.
3. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре [Текст] / А.Н. Дахин // Школьные технологии, 2006. – №5. – С.35-44.
4. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», 2005. - 224 с.
5. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник: рек. УМО вузов РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
6. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. [Текст] / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д, 2002.
7. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования [Текст] / В.В. Лебедев // Школьные технологии, 2007. – №2. – С. 97-103.
8. Мясников, В., Найденова, Н. Компетенции и педагогические измерения [Текст] / В. Мясников, Н. Найденова //Народное образование, 2006. – №9. – С. 147-151.
9. Педагогика [Текст]: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / авт., ред. Л. П. Крившенко [и др.]. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
10. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук).
11. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М., 2001.
12. Сазонов, В. Воспитательная система и способы ее реализации [Текст] / В. Сазонов //Нар. образование.-2006.-№9.-С.196-201.
13. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] / В.С. Селиванов. - М., 2000.
14. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб.: рек. УМО в качестве учеб. для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 608 с.
15. Христофоров, С.О современных концептуальных подходах к воспитанию [Текст] / С.О. Христофоров //Управление школой. - 2006.- №16.- С.2-6.
Электронные ресурсы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон // Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 13.05. 2013).
2. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://paidagogos.com (дата обращения 13.05.2013).
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.– М.: Изд. центр "Академия", 2008. - 576 с. [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. – Режим доступа: https://www.pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml?from_page=196 (дата обращения 13.05.2013).
3. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://si-sv.com (дата обращения 13.05.2013).
5. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://standart.edu.ru (дата обращения 13.05.2013).
6. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования: компетентностный и традиционный подходы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://фэпо.рф (дата обращения 13.05.2013).
Методические рекомендации по выполнению реферата
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата (по сравнению с курсовой работой):
• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,
• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.
Объем реферата должен быть не менее 12-15 страниц машинописного текста (аналог – компьютерный текст Time New Roman, размер шрифта 14 через полтора интервала), включая титульный лист.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.