СИМФЕРОПОЛЬ, 2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПРИРОДООХРАННОГО И КУРОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ
СБОРНИК ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РАЗДЕЛУ
«СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ»
(для студентов заочной формы обучения
факультета экономики и менеджмента)
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
"Информатика"
Протокол № 6 от 23.01.2013 г.
СИМФЕРОПОЛЬ, 2013
Сборник заданий и методические указания к выполнению контрольной работы по разделу «Системы управления базами данных» (для студентов заочной формы обучения факультета экономики и менеджмента) / Сост. Березина Г.И., Шевченко Н.Н. – Симферополь: НАПКС, 2013. –36 с.
Составители: Березина Г.И.
Шевченко Н.Н.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой информатики А.Н. Мурашко.
Указания к выбору варианта
Задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения факультета экономики и менеджмента рассчитаны на закрепление навыков проектирования нормализованных баз данных.
Все варианты заданий имеют примерно одинаковый уровень сложности.
Студенты выбирают вариант задания по двум последним цифрам шифра зачетной книжки с помощью таблицы:
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
Например, две последние цифры шифра 34. Пересечение 3-й строки и 4-го столбца указывает на выполнение 15-го варианта заданий.
ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Переименовать базу данных Учебная_БД_2013, назвав ее своей фамилией. Открыть переименованную базу данных и создать в ней следующие объекты:
Вариант 1
- Отобразить города Германии, в которых находятся клиенты, размещавшие в 2010 году заказы, содержащие категорию Фрукты.
- Определить какие категории товаров предлагаются клиентам фирмы и сколько наименований товаров каждой категории. Товары, поставки которых прекращены, не учитывать.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию об оплате доставки заказов способом, выбранным в списке и в целом по этому способу доставки. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 2
- Отобразить номера заказов, в которых разница между датой размещения заказа и датой его исполнения превышает 15 дней.
- Определить стоимость каждого заказа без учета скидки и стоимости доставки, исполненного во втором квартале 2011 года.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию об оплате доставки заказов клиентам из выбранной в списке страны в зависимости от способа доставки. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 3
1. Из каких городов и стран поступали заказы в первом полугодии 2011 года с доставкой по почте.
2. Отобразить информацию о 5 самых дорогих заказах. В результирующую таблицу включить поля: Код заказа, Код клиента, Стоимость в руб., Стоимость в грн. При вычислении стоимости заказа в грн. учесть действующий курс НБУ.
3. Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о стоимости каждого из заказов с учётом скидки клиента выбранного в списке, а также общей их стоимости. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 4
1. Отобразить список поставщиков, занимающихся поставкой кондитерских изделий.
2. Сколько заказов сделал каждый клиент из Франции и Великобритании в 2011 году.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о стоимости каждого из заказов оформленным выбранным в списке сотрудником, а также общей их стоимости. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 5
- Вывести список клиентов из США, оформивших заказы в 2012 году.
- Отобразить сотрудников компании (фамилия, имя) и количество оформленных ими заказов в страны Италия и Испания
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о количестве заказанного за выбранный в поле со списком год товара каждого наименования. По полю Заказано в количестве подвести итог. Записи в области данных пронумеровать. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 6
1. Отобразить всех клиентов из Великобритании, являющихся представителями или совладельцами фирм.
- Определить скидку на каждый заказ, исполненный в январе, марте и июне 2011 года. В результирующем наборе отобразить только те заказы, в которых скидка имела место.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о категории и марках товара поставляемых выбранном в списке поставщиком. выбранный в поле со. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 7
1. Отобразить информацию о сотрудниках, оформивших заказы в указанном году, фамилии которых начинаются с букв от В до И.
2. Отобразить клиентов, заказы которых с учетом скидки превышают 10000 р.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию об имеющихся на складе марках товара, выбранной в списке категории. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 8
- Отобразить список заказов, отправленных по почте, первые цифры кода которых 107. Фамилии сотрудников, оформивших заказ, упорядочить в алфавитном порядке.
- Определить с клиентами, из каких государств поддерживает партнерские отношения фирма, и какое количество клиентов в каждом из этих государств.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о количестве заказанного товара по каждому заказу и по товару выбранного в списке наименования в целом. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 9
- Отобразить в алфавитном порядке список поставщиков из городов с пятизначными индексами, занимающихся поставкой кондитерских изделий.
- Для каждого клиента вычислить общую стоимость сделанных им заказов с учетом скидки, размещенных в первом квартале 2011 года.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о поставщиках проживающих в выбранной в списке стране и их количестве. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 10
- Отобразить в алфавитном порядке список клиентов из США и Великобритании, разместивших заказы в 2012 году.
- Определить какие категории товаров предлагаются клиентам фирмы и сколько наименований товаров в каждой категории. Не учитывать товары, поставки которых прекращены.
- Создать форму следующего вида:
Форма содержит список названий поставщиков, поставляющих товар, запас которого на складе меньше минимально допустимого.
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о марках товаров, количество которых на складе меньше допустимого, и за поставку которых отвечает выбранный в списке поставщик. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 11
1. Определить города Германии, в которых находятся клиенты, размещавшие в 2010 году заказы на товары, которые относятся к категории Напитки.
2. На какую сумму было оформлено заказов с учетом скидки по каждой категории товара в 2011 году.
3. Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости заказов получателей из выбранного в списке города, а также величине минимального и максимального по стоимости заказа. Стоимость заказа учитывает скидку на товар и стоимость доставки заказа. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 12
- Отобразить в алфавитном порядке список товаров, для которых применялась продажная скидка, в заказах исполненных в четвертом квартале 2011 года.
- Определить ежегодные поступления денежных средств от заказов, сделанных клиентами из Германии и Франции.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости заказов выбранного в списке получателя, общей стоимости его заказов, а также величине минимального и максимального по стоимости заказов. Стоимость заказа приводится с учётом скидки, доставка не учитывается. В отчёте отражены только исполненные заказы. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 13
- Определить количество заказов, доставленных почтой во втором полугодии 2011 года клиентам из США и Канады.
- Определить общую стоимость заказов с учетом скидки, доставленных клиентам из Германии в четвертом квартале 2010 года.
- Создать форму следующего вида:
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости доставки заказов за выбранный в поле со списком год. Подвести итоги по стоимости доставки заказов по каждому виду доставки и за год в целом. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 14
- Определить номера заказов, которые были назначены к исполнению в 2012 года, но не были исполнены. В результирующий набор включить данные о наименовании клиента и фамилию сотрудника, оформлявшего заказ.
- Сколько заказов разместил каждый клиент из Германии и Италии в первом квартале 2011 года.
- Создать форму следующего вида:
Поле со списком «Товары» содержит наименования только тех товаров, на которые предоставлялись скидки.
Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о размере скидки в денежном выражении для каждого заказа на товар выбранного в поле со списком наименования. В отчёте учтены только исполненные заказы. Отчёт имеет следующий вид:
Вариант 15
- Определить наименования товаров, скидка на которые в заказах, исполненных во втором полугодии 2010 году, составляла от 10 до 15 процентов включительно, а также определить скидку на проданный товар в денежном выражении.
- В каком количестве были приобретены товары каждой категории в 2011 году.
- Создать автоформу в столбец по таблице Поставщики вида:
Кнопка «Просмотр отчета» открывает отчет, содержащий информацию о товарах поставляемых выбранным в выше приведенной форме поставщиком, а также стоимости этого товара (с учетом скидки) во всех соответствующих заказах. Отчет имеет следующий вид:
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1
1. Вывести список клиентов, заказы которых были назначены к исполнению в мае 2011 года, но исполнены не были.
Запрос является запросом на выборку. Для получения необходимой информации следует воспользоваться данными из таблиц Клиенты и Заказы.
- В окне БД перейти на вкладку Запросы;
- Щёлкнуть на кнопке Создать и в появившемся окне диалога выбрать опцию Конструктор;
- В окне диалога Добавление таблицы выбрать таблицы Клиенты, Заказы и закрыть окно Добавление таблицы;
- В окне конструктора появятся указанные таблицы. Включить в бланк запроса поля Название, Страна, Телефон, Факс из таблицы Клиенты (двойным щелчком), поля ДатаНазначения и ДатаИсполнения из таблицы Заказы;
- В строке Вывод на экран для полей ДатаНазначения и ДатаИсполнения снять флажки опций, т.е. эти поля выводится на экран при выполнении запроса не будут;
- Для отображения неисполненных заказов в строке Условие отбора поля ДатаИсполнения задатьусловие Is Null;
- Для отбора заказов назначенных к исполнению в мае 2011 года в строке Условие отбора поля ДатаНазначения задать условие
Between #1.05.11# And #31.05.11#
- Выполнить запрос, щёлкнув на кнопке Вид панели инструментов или нажав кнопку Запуск ;
- Сохранить запрос под именем Пример1, щёлкнув на кнопке Сохранить или просто закрыть запрос, что тоже приведёт к его сохранению.
2. Показать стоимость доставки заказов, исполненных в 2010 году в зависимости от способа доставки.
Запрос является групповым запросом. Для получения необходимой информации следует воспользоваться данными из таблиц Доставка и Заказы.
- В окне БД активизировать вкладку Запросы, щёлкнуть на кнопке Создать и выбрать в качестве способа создания запроса – Конструктор;
- В окне диалога Добавление таблицы выбрать таблицы Заказы, Доставка;
- В бланк запроса включить поле Название из таблицы Доставка;
- Установить курсор в строку Поле первого свободного столбца и вызвать Построитель выражений (кнопка на панели инструментов или команда Построить в контекстном меню) для добавления вычисляемого поля Общая стоимость доставки;
- В окне построителя выражений задать выражение:
Общая стоимость доставки: [Заказы]![СтоимостьДоставки]
воспользоваться при этом возможностями Построителя;
- Установить курсор в строку Поле первого свободного столбца и вызвать Построитель выражений (кнопка на панели инструментов или команда Построить в контекстном меню) для добавления вычисляемого поля Год;
- В окне построителя выражений задать выражение:
Год:Year([Заказы]![ДатаИсполнения])
воспользоваться при этом возможностями Построителя;
- В меню Вид выбрать команду Групповые операции или щёлкнуть на кнопке Групповые операции на панели инструментов ;
- В строке Групповая операция для поля Название установить значение Группировка, в результате чего будут сформированы группы записей по каждому способу доставки; для поля Общая стоимость доставки из раскрывающегося списка выбрать операцию Sum (будут подведены итоги для каждой группы записей, т.е. по каждому наименованию способа доставки);
- Для выполнения условия отбора для поля Год в строке Групповая операция: установить - Условие, в строке Условие отбора задать критерий отбора 2010, в строке Вывод на экран снять флажок;
- Выполнить и сохранить запрос под именем Пример1.
Задание № 2
Создать форму следующего вида
Кнопка «Открыть форму Пример3_1 » открывает подчиненную форму, содержащую информацию о выбранном в списке поставщике и товарах, поставляемым выбранным поставщиком.
Форма имеет следующий вид:
Кнопка «Открыть отчёт Пример_3 » открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости каждого товара поставляемого выбранным в списке поставщиком и общей стоимости этих товаров.
Отчёт имеет следующий вид:
Создание формы Пример3
- Создать форму в режиме конструктора. Источник данных для формы не задаётся;
- Разместить в форме элемент управления Список , не прибегая к услугам мастера;
- В окне свойств Списка активизировать вкладку Данные. Для свойства Тип источника строк выбрать Таблица / Запрос, для свойства Источник строк создать запрос, нажав кнопку Построителя . В окне построителя запросов выбрать таблицу Поставщики. Включить в запрос поля Название и Страна из таблицы Поставщики. Для выполнения условия отбора для поля Страна в строке Условие отбора задать критерий отбора США. Закрыть запрос. На вкладке Другие свойству списка Имя присвоить значение СписокПоставщиков. Закрыть окно свойств. Надпись к списку удалить;
- Добавить в форму надпись Поставщики_США - кнопка на панели элементов;
- Включить в форму командную кнопку Закрыть форму Пример3.
- Кнопку создать, не используя мастер, т.е. при отжатой кнопке Мастера на панели элементов;
- Изменить подпись к кнопке на Закрыть форму Пример3 (свойство Подпись на вкладке Макет или непосредственно на кнопке);
- В окне свойств кнопки на вкладке События в строке события Нажатие кнопки – нажать на Построителе в правом углу строки. В диалоговом окне Построитель выбрать Макросы и присвоить макросу имя Макрос1;
- Макрос должен содержать следующую макрокоманду и иметь вид:
- Макрокоманда, Тип объекта и Имя объекта выбираются из списка;
- Закрыть окно конструктора макроса и окно свойств кнопки. Перейти в режим формы , проверить работу кнопки Закрыть форму Пример3.
- Закрыть форму и присвоить ей имя Пример3.
Создание подчинённой формы Пример3_1
Процесс создания формы включает следующие этапы:
1. Создание запроса Запрос1 для формы3_1. В бланк запроса целесообразно включить поля: Название, Должность, Страна, Телефон и Факс и КодПоставщика из таблицы Поставщики;
2. Создание запроса Запрос2 для формы3_1. В бланк запроса целесообразно включить поля: Марка, КодТипа, Единица измерения, Цена и КодПоставщика из таблицы Товары (Поле КодПоставщика включается в оба запроса для связи источников записей подчинённой формы);
3. Создание подчинённой формы. Форму создать с помощью мастера форм. В качестве источника данных для главной формы указать Запрос1 для формы3_1, для подчиненной формы - Запрос2 для формы3_1. Задать для подчиненной формы табличный вид, выбрать стиль формы. Главную форму назвать Пример3_1, подчинённую- Подчиненная форма Пример3_1.
Процесс создания отчёта включает следующие этапы:
1. Создание запроса Запрос для отчёта_Пример3
- Включить в бланк запроса поля: Название из таблицы Поставщики; Марка из таблицы Товары.
- Для вычисления общей стоимости и общего количества товара каждого наименования добавить два вычисляемых поля: Стоимость и Общее количество товара.
- Установить курсор в строку Поле первого свободного столбца и вызвать Построитель выражений (кнопка на панели инструментов или команда Построить в контекстном меню) для добавления вычисляемого поля Стоимость;
- В окне построителя выражений задать выражение, воспользоваться при этом возможностями Построителя;
- Аналогично создать вычисляемое поле Общее количество товара;
- В меню Вид выбрать команду Групповые операции или щёлкнуть на кнопке Групповые операции на панели инструментов ;
- В строке Групповая операция: установить: для полей Название и Марка - значение Группировка, в результате чего будут сформированы группы записей для каждого поставщика и для каждого наименования товара; для полей Стоимость и Общее количество товара из раскрывающегося списка выбрать операцию Sum;
- Сохранить запрос под именем Запрос для отчёта_Пример3;
2. Создание отчёта Пример3
- Перейти на вкладку Отчёты и создать отчёт, используя мастер отчётов. В качестве источника данных указать Запрос для отчёта_Пример3;
- В окне диалога на вопрос мастера Добавить уровни группировки выбрать поле Название;
- В следующем окне диалога для подведения итогов нажать кнопку Итоги и указать функцию Су м ма для поля Стоимость;
- В графе Макет указать По левому краю, а в графе Ориентация - Книжная;
- Выбрать Деловой стиль;
- Задать имя для отчёта Пример3;
Редактирование отчёта
- Открыть отчёт в режиме конструктора, выделить отчёт (Правка – Выделить отчёт или CTRL+R);
- Открыть окно свойств отчёта, активизировать вкладку События. Выбрать из списка процедуру, связанную с событием Отсутствие данных и открыть процедуру, для чего щёлкнуть на построителе .
- отредактировать процедуру следующим образом:
Private Sub Report_NoData(Cancel As Integer)
MsgBox «Записи не найдены»
Cancel = True
End Sub
- Закрыть отчёт.
Редактирование формы Пример3
- Открыть форму Пример3 в режиме конструктора;
- Включить в форму командную кнопку Открыть форму Пример3_1.
Кнопку создать, не используя мастер, т.е. при отжатой кнопке Мастера на панели элементов;
Изменить подпись к кнопке на Открыть форму Пример3_1 (свойство Подпись на вкладке Макет или непосредственно на кнопке);
В окне свойств кнопки на вкладке События в строке события Нажатие кнопки – нажать на Построителе в правом углу строки. В диалоговом окне Построитель выбрать Макросы и присвоить макросу имя Макрос2;
Макрос должен содержать следующую макрокоманду и иметь вид:
Макрокоманда, Имя формы и Режим выбираются из списка;
Условие отбора заполняется при помощи построителя и имеет следующий вид:
- Закрыть окно конструктора макроса и окно Свойств кнопки. Перейти в режим формы , проверить работу кнопки, выделив предварительно в списке название поставщика.
- Открыть форму Пример3 в режиме конструктора;
- Включить в форму командную кнопку Открыть отчёт Пример3.
Кнопку создать, не используя, мастер, т.е. при отжатой кнопке Мастера на панели элементов;
Изменить подпись к кнопке на Открыть отчёт Пример3 (свойство Подпись на вкладке Макет или непосредственно на кнопке);
В окне свойств кнопки на вкладке События в строке события Нажатие кнопки – нажать на Построителе в правом углу строки. В диалоговом окне Построитель выбрать Макросы и присвоить макросу имя Макрос3;
Макрос должен содержать следующую макрокоманду и иметь вид:
Макрокоманда, Имя отчёта и Режим выбираются из списка;
Условие отбора заполняется при помощи построителя и имеет следующий вид
- Закрыть окно конструктора макроса и окно Свойств кнопки. Перейти в режим формы , проверить работу кнопки, выделив предварительно в списке название поставщика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом Дж. Системы баз данных. Полный курс. — М.: «Вильямс», 2003. — 1088 с.
2. Гринченко Н. Н., Гусев Е. В., Макаров Н. П. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access. Учебное пособие. – М.: Горячая Линия – Телеком, 2004. – 240 с.
3. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — 1328 с.
4. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. — М.: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. — 288 с.
5. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 800 с.
6. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. — 3-е изд. — М.: «Вильямс», 2003. — 1436 с.
7. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. — 2-е изд. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с.