20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
Конвенция «О правах ребенка» (1998 год)
Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
ПЛАН
1. Игра «Имена».
2. Интерактивная беседа «Право на имя».
3. Мини-лекция «конвенция о твоих правах».
4. Ролевая игра «Юридическая консультация».
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
6. Подведение итогов (рефлексия).
1. Игра «имена»
Кл.рук. Ребята, 20 ноября Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах детей. Но сначала мы поиграем в игру имена. Каждый из вас по цепочке встает со своего места, называет свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на туже букву. Я начинаю первой.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫДЕТЕЙ
А – аккуратный, активный.
Б – бережливый, бодрый.
В – внимательный, верный, веселый, волевой.
Г – гостеприимный.
Д – добрый, дружный, деловой.
Е – единственный, естественный.
Ж – жизнерадостный.
З – задорный, здоровый, замечательный.
И – интересный, искренний.
К – культурный, красивый.
Л – любознательный, ловкий.
М – мирный, музыкальный, модный, мужественный.
Н – нормальный, нежный.
О – обязательный, отважный, отличный, ответственный.
П – положительный приветливый, послушный, прекрасный, прилежный, принципиальный, прогрессивный, передовой, пытливый.
Р – радостный, решительный.
С – самостоятельный, свободный, сердечный, серьезный, современный, спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий.
Т – трудолюбивый, талантливый, творческий, толковый.
У – умный, успешный, удивительный, уважительный, уверенный, увлеченный, упорный, уравновешенный.
Ф – фантастический, футбольный.
Х – храбрый, хороший, хозяйственный.
Ц – целеустремленный, цивилизованный.
Ч – честный, чуткий, человечный, чистоплотный.
Ш – широкий.
Щ – щедрый.
Э – энергичный, эрудированный, элегантный, эмоциональный
Ю – юный.
Я – ясный, яркий.
2. ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА «ПРАВО НА ИМЯ».
Кл. рук. Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете?
Дети: конечно, имеем.
Кл.рук. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети: наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Кл.рук. это первый ваш документ, а что там еще записано?
Дети: там записаны наши родители
Кл.рук. а еще там написано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще у детей есть права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Ответы детей:
- в Конституции, законах, указах.
- разрабатывал президент, депутаты.
3. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КОНВЕНЦИЯ О ТВОИХ ПРАВАХ».
Кл. рук Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка» этот документ приняла 20 ноября 1998 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
(учитель показывает на доску)
4. РОЛЕВАЯ ИГРА «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (некоторые из них записаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…
МАУГЛИ: так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права как все дети?
ОТВЕТЫДЕТЕЙ:
МАУГЛИ: но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
ОТВЕТЫДЕТЕЙ:
КЛАССНЫЙ РУК: Да, ребята согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
ГАРРИ ПОТТЕР: мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
ОТВЕТЫДЕТЕЙ.
Кл.рук: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
ОТВЕТЫДЕТЕЙ:
КЛ. рук: я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их права.
РАЗБОР СИТУАЦИЙ «права и обязанности»
Кл.рук: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
СЦЕНКА №1
МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.
СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Кл.рук: пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
СЦЕНКА №2
УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Кл.рук: объясните Оле в чем она не права?
СЦЕНКА №3
УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.
ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.
Кл. рук: разъясните Иванову его права и обязанности.
СЦЕНКА № 4
УЧТИЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?
ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.
Кл.рук: правильно ли рассуждает Петров?
СЦЕНКА №5
МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.
Кл.рук: вот такой борец за права ребенка. Может он прав?
ОТВЕТЫДЕТЕЙ.
Кл.рук: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Кл. рук: а чего они совершенно не знают?
Кл.рук: как же примирить свои права с правами других людей?
ОТВЕТЫДЕТЕЙ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (рефлексия)
Заключительное слово кл.рук.