Интересные формы массовых мероприятий в школьной библиотеке




Массовая работа - это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит её имидж. Если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке ещё подвергается сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в детской библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребёнка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребёнку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.

Широко используются в работе библиотек такие формы, как диспуты, тренинги, заочные - и медиапутешествия, премьеры книг и периодических изданий, вечера-портреты, вечера вопросов и ответов, брейн-ринги, дебаты, гостиные (поэтические, музыкальные, педагогические), игры (деловые познавательные, литературные, интеллектуальные), мастер-классы, дни специалиста и многие-многие другие.

Но в арсенале школьных библиотек есть и другие интересные мероприятия, с которыми я сегодня хочу вас познакомить.

 

Чтение вслух или громкие чтения - наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с младшими школьниками. Чтение вслух способствует созданию у детей образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста. Естественно, выбирая эту форму работы с книгой очень важно соблюдать определенные требования. Необходимо читать четко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание ребенка, ибо не секрет, что монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание. Учитывая более сильное воздействие зрительных образов на ребенка, можно дополнить чтение вслух отрывками из мультфильмов.

При проведении таких занятий библиотекарь должен учитывать следующие моменты. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в первых-вторых классах 20-25 минут, в третьих – четвертых - 30-35 минут. Если чтение вслух сопровождается видеофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздействие на школьников и после них аудиторию очень трудно успокоить.

 

Литературный аукцион — литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т. д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.

Примерно по тем же принципам проводится аукцион знаний — творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Это, своего рода, интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колокольчик.

 

Шок-урок - обычно готовиться по остроактуальной проблеме – наркомании, СПИДу; например, шок-урок: «Наркотики: Путешествие в один конец». Основа шок-уроков: письма, откровения, исповеди молодых наркоманов. Материал сознательно не редактируется. Полностью сохраняются содержание и лексика откровений. Хорошо, если есть видеофильм по теме урока. В структуру урока также включаются официальные данные о состоянии борьбы с наркоманией в стране и городе

Вахта памяти – серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодёжи. Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции. Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.

Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям – однофамильцам или разным произведениям с одинаковым сюжетом разных значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

Караван книг – мероприятие, посвящённое презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.

Литературный музей — мероприятие, рассказывающее о каких-либо редких фактах, сведениях в области литературы (малоизвестные литературные факты). Может быть посвящено разным литературным жанрам. Например, музей поэтический.

Интеллектуальный тир – интеллектуальная игра, в которой принимают участие 2 или более участников (команд). Атрибутика: мишени, разноцветные кружки (стикеры), обозначающие места попадания. Игра проводится в 3 и более этапов. На каждом этапе задаётся расстояние до мишени от 10 до 100 метров (сложность вопросов), каждый участник получает от 3 до 5 выстрелов (вопросов), правильность ответа означает меткость попадания (от 1 до 5 баллов). Выигрывает набравший больше очков. (летом)

Библио-глобус — мероприятие, посвященное книгам об истории, культуре, традициях разных стран, путешествиях и путешественниках.

Фото-кросс - соревнование фотографов, гонка с тематическими и временными рамками. Самые талантливые и активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются художественность; оригинальность; скорость; соответствие заданию. Например, фото-кросс «Город читает» - за определённое время снять фотографии читающих людей на улицах города. (на улице)

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определённый, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Флэш-моб (с англ. flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, что бы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся. (на улице)

Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером (но можно фантазировать самим). Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.

Книжный марафон — цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество читателей. Например, в Центральной библиотеке для детей г.Николаева летом прошёл книжный марафон «Лето, Книга и Я» совместно со школами. Марафон сделал обязательное летнее чтение по школьной программе не скучным, а веселым, не нудным, а интересным. Участником книжного забега мог стать каждый желающий от 3-х до 16 лет. Участников ждала стайерская дистанция с множеством конкурсов: «Нарисуй открытку к книжке» (на лучший рисунок-иллюстрацию, а может и аппликацию); «Книга от которой я…» (видеозакладка); фотоконкурс «Как я провёл лето». На протяжении всего марафона проходили акции: «Летние приключения с интересной книгой», стань участником видео-интервью, мини-опросов по книгам «Возьму с собой на необитаемый остров…».

Литературное путешествие или литературный дилижанс - игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент путешествия — карта или схема маршрута с обязательными остановками – станциями, опушками, островами, тропинками, домиками. Например, путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век), путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века), сказочное путешествие. (можно летом)

Бюро литературных новинок — мероприятие по продвижению новинок литературы среди читательской аудитории, пропаганда лучших литературных имен и произведений, в том числе через организацию творческих встреч.

«Литературное караоке» - это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке – звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке – звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн («Тайны вокруг нас»). Цель вечера – привлечь внимание к научным открытиям, нерешённым проблемам, к различным явлениям окружающего мира. В центре внимания - гипотезы, версии, открытия из различных отраслей знания – медицины, естественных наук, психологии, истории, необъяснимые явления – НЛО, телекинез, телепортация, полтергейст, и т.п. Темы: «Гипноз: Возможности, секреты», «Тайна Атлантиды: Легенда? Правда?», «Тайна Тунгусского метеорита», «Дельфины – загадка моря», «Возможна ли передача мыслей, чувств на расстоянии?», «Искусственный интеллект к 2030 г. – реально ли?» и т.п.

Книжные жмурки - библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обёрнуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребёнком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Энергично реагируя на потребности и учитывая интересы читателей в библиотеках появляются новые, нетрадиционные формы работы. Это является свидетельством возросшего творческого потенциала и профессионализма библиотекарей. Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием – задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме, а это требует хорошей профессиональной подготовки и отваги библиотекаря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: