Этапы становления детской речи
В последнее время появилось много жалоб родителей, связанных с тем, что их ребенок не говорит.
Популярное раннее развитие, картинки «СУПЕР-МАМ» из Instagram затмили адекватное родительство и нормативное развитие детей.
Сами того не понимая, не зная нормы моторного/физического и речевого развития детей, мы загружаем не нужные структуры мозга, тем самым провоцируя искусственную задержку развития.
Вместо своевременного перехода к твердой пище (которое развивает артикуляционный аппарат), вместо занятий спортом, полноценного сна и регулярных прогулок (дыхательная система и нейродинамика) день ребенка заполняются разными развивашками», не имеющими научное обоснование и реальную пользу.
Что же нужно знать о нормах речевого развития родителям? Давайте разберемся!
От рождения до одного года этап развития речи называется подготовительным.
Мало кто знает, но самым первым признаком правильного формирования речи является крик и плач младенца после родов, которые развивают периферический речевой аппарат (дыхательный, голосовой, артикуляционный).
Раскрытие легких - сигнал о том, что дыхательная система малыша готова к жизни. Далее воздушный поток, проходя сквозь гортань, включает в работу голосовые складки.
В итоге воздух попадает в ротовую полость и начинает работу артикуляционный аппарат.
К двум неделям от рождения ребенок начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца – на интонацию.
Появляется агуканье («агу»), кряхтение (признак недовольства малыша), покашливание (тренировка речевого аппарата, для дальнейшего произнесения звуков речи).
К двум – трем месяцем появляется гуление. Этот период А.Н. Гвоздев называет «период свирели».
К пяти – шести месяцам гуление переходит в лепет. Появляются такие звукокомплексы как «тя-тя», «дя-дя», «мя-мя», «ба-ба», «де-да», «ма-ма», «па-па».
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. Например, если вы говорите: «Где тик-так?», то малыш ищет глазками часы.
В седьмом – девятом месяце ребенок начинает повторять более разнообразные сочетания звуков («тики-тики», «дя-дя-дя»).
В десять – одиннадцать месяцев появляется реакция на разнообразные слова говорящих, а именно на те слова, что более интересны ребенку и эмоционально захватывают его.
К одному году произносятся первые слова, такие как «дай» - требование получить что-то, ведь иначе он не может выразить свою просьбу, так как пока его плохо понимают. Или «мама», «папа», что является частым предметом спора родителей о том, какое слово сказано раньше.
Следующий этап – преддошкольный.
Он длится от одного года до трех лет.
К концу первого года дети могут осмысленно употреблять около десять пятнадцати слов, звукоподражательного характера, одинаковые для всех языков («гав-гав», «пи-пи», «би-би»).
Речь на этом этапе ситуативная, и ограничивается одним словом, которое по своему обозначению многозначно (полисемантично).
Например, под словом «каша» может подразумеваться, что каша горячая, дай кашу, убери кашу, хочу кашу.
На втором – третьем году жизни происходит значительное накопление словаря.
Так к полутора годам в обиходе ребенка используется 10-20 слов, к дв ум – 20-40 слов, к двум с половиной – 200 – 400 слов, к третьему году 1000 – 1500 слов.
На этом этапе начинает активно формироваться грамматический строй речи.
Уже после полутора лет появляется фразовая речь, к которой относятся простые предложения, простые распространенные предложения. Например, «Папа, ди» - папа иди.
Тремя и четырехсловными предложениями с частичными грамматическими формами дети пользуются уже в два – три года.
Например, «Бибика бах» - машинка упала.
Понимание речи на данном этапе значительно превосходит произносительные способности детей.
Качественным скачком в развитии речи ребенка (по Н.С. Жуковой) считается появление несложных предложений, первограмматических форм в три года, когда ребенок начинает научаться изменять слова по падежам, числам, родам.
Наиболее интенсивным периодом речевого развития детей является дошкольный этап от трех до семи лет.
Активный словарь ребенка к четырем - пяти годам достигает 3 000 – 5 000 слов, а к семи годам может достигать 10 тысяч.
К пяти годам активно используются все части речи. Формируется более дифференцированное употребление слов, в соответствии с их значениями. Начинают совершенствоваться процессы словоизменения, меняет глаголы по лицам и временам. Например, то как трясет дом во время землетрясения, ребенок называет «домотрясение».
В возрасте пяти – шести лет высказывания становятся достаточно логичными и включают элементы фантазии, связанные с желанием придумать эпизоды, которых не было в действительности.
Формируется контекстная речь. Это значит, что она отвлеченная и не имеет наглядной опоры. Сначала в виде пересказов, а далее при описательном и творческом рассказе из личного или коллективного опыта.
На этот период также приходится активное становление фонетической стороны речи.
К пяти годам у ребенка уже должны появиться все звуки речи, за исключением звука «р», который появляется к 7 годам. Ребенок научается дифференцировать звуки и на слух, и в произношении. Он может справиться с различением свистящих и шипящих, твердых и мягких, африкатов и их компонентов, а также соноров.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая правильно оформлена и фонетически, и лексически, и грамматически.
При этом нормы для билингвов не отличаются, в данном случае у детей определяется ведущий язык, который развивается в соответствии с указанными параметрами.
Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.
Учитель-логопед: Кумаченко Н.А.