План практических занятий по дисциплине «Методология и методы организации научного исследования»
Семинар 1. Российская наука на рубеже XX – XXI вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Глобализация: сущность, проблемы и перспективы.
2. Глобализационные процессы в современной российской науке.
3. Формирование системы государственных фондов поддержки науки.
4. Проблемы интеграции науки и образования.
5. Социальный портрет современного российского ученого.
6. Миграция в научно-образовательной сфере.
Семинар 2. Интеграционные тенденции в мировом образовании
Вопросы для обсуждения:
1. Образование в ситуации глобализации.
2. Болонская декларация и российское образование.
3. Проблемы гуманизации и гуманитаризации системы образования.
Семинар 3. Научные школы.
Типология ученых и роли членов научных школ
Вопросы для обсуждения:
1. Научная школа: понятие, признаки, основные виды.
2. Типизация научных школ в соответствии с особенностями продуцирования знаний.
3. Типы исследования коллективной научной деятельности.
4. Классификации творческих личностей в науке (Г. Олпорт, В. Оствальд, Х. Гоу и Д. Вудворт). Концепция Г. Селье.
5. Роль лидера в деятельности научной школы.
Семинар 4. Системный подход
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика системного подхода.
2. Основные понятия системного подхода: система, элемент, целостность, связь.
3. Изучение объекта посредством системного подхода.
4. Процессы анализа и синтеза в системном исследовании.
5. Структура современных системных исследований. Проблема целостности.
6. Применение системного подхода в психолого-педагогических исследованиях.
|
Семинар 5. Парадигма как методологический регулятив науки
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «парадигма». Характер использования термина «парадигма» в исследованиях.
2. Сущность парадигмального подхода.
3. Проблема смены парадигм. Характер типов парадигм.
4. Полипарадигмальность – явление в педагогической науке: сущностные характеристики и основные положения.
5. Проблема соотношения научной и образовательной парадигм.
Семинар 6. Методологические характеристики
Психолого-педагогических исследований
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема и тема исследования. Обоснование актуальности.
2. Объект и предмет исследования.
3. Цель и задачи исследования.
4. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.
Семинар 7. Эмпирические и теоретические методы исследования
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания.
2. Методы исследования и формы познания эмпирического уровня:
- вычленение и исследование объекта;
- обработка и систематизация знаний.
3. Методы исследования и формы познания теоретического уровня:
- методы построения и исследования идеализированного объекта;
- методы построения и оправдания теоретического знания.
4. Моделирование в педагогическом исследовании.
5. Педагогический эксперимент: виды, структура проведения.
6. Изучение и использование передового опыта.
Основная литература
- Кравцова, Е. Д. Логика и методология научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. Д. Кравцова, А. Н. Городищева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 168 с. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507377
|
- Методы и средства научных исследований [Электронный ресурс]: учебник /А.А.Пижурин, А.А.Пижурин (мл.), В.Е.Пятков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://znanium.com
- Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://znanium.com
- Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению "Педагогика". - 7-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2016. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976511736.html
- Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]. - М.: Дашков и К, 2014. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394021626.html
Дополнительная литература
- Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. Научно-исследовательские работы (курсовые, дипломные, диссертации): общая методология, методика подготовки и оформления [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2015. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930934007.html
- Лукацкий М.А. Педагогическая наука. История и современность [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420874.html
- Наука в условиях глобализации: сб. ст. [Электронный ресурс] / А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. - М.: Логос, 2009. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785987043700.html
|
- Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба, А.К. Тарасов, В.А. Тихомиров. - М.: Финансы и статистика, 2012. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785279035274.html
- Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://znanium.com
- Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: Форум, 2010. - 208 с. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://znanium.com
- Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. [Электронный ресурс]. - М.: Институт психологии РАН, 2010. (библиотека ВлГУ)
Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927001774.html