Урок № 1.5.4. Тема: «Кузов грузового автомобиля и автобуса»




ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 1.5 «Устройство и основы теории ходовой части и механизмов управления»

Урок № 1.5.4. Тема: «Кузов грузового автомобиля и автобуса»

 

Кузов грузового автомобиля состоит из двух раздельных элемен­тов: кабины водителя и кузова для груза.

Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными или специа­лизированными. Универсальный кузов предназначен для перевозок раз­личных грузов и представляет собой деревянную или металлическую плат­форму (рис. 1), которая для облегчения погрузки и выгрузки груза обыч­но снабжена откидными бортами.

Рис. 1. Грузовая платформа: 1 — пол кузова; 2 и 8 — стремянки; 3 — затвор; 4 — поперечи­на; 5 и 10 — боковые борта; 6 — планка; 7 — петля; 9 — задний борт; 11 — передний борт; 12 — продольный брус

 

Специализированный кузов служит для перевозки груза только опреде­ленного типа. Установка высоких постоянных или съемных бортов облег­чает перевозку грузов малой плотности, т. е. имеющих большой объем. Наиболее распространенными типами специализированных кузовов грузо­вых автомобилей являются фургон, цистерна и саморазгружающийся кузов (автомобиль самосвал).

Для грузовых автомобилей малой грузоподъемности часто используют шасси легковых автомобилей и открытые кузова типа пикап с бортовой платформой или закрытые типа фургон и универсал.

Универсальный кузов грузового автомобиля состоит из пола, непод­вижного переднего борта, вертикальными стойками соединенного с осно­ванием кузова, и трех откидных бортов, связанных с днищем кузова петля­ми. Планки, скрепляющие доски бортов, могут поворачиваться на петлях. В верхней части борта скрепляются между собой затворами, конструкция которых не допускает самопроизвольного открытия бортов. Доски пола со­единены поперечинами, которые стремянками стянуты с продольными брусьями и балками рамы. Продольные брусья дополнительно скреплены с рамой стремянками.

Кабины грузовых автомобилей бывают капотного и бескапотного типа (расположенных над двигателем), которые представляет собой жесткую сварную цельно-металлическую конструкцию, состоящую из каркаса 1 (рис. 2) крыши 2, верхней 1, задней 3 и боковых 5 панелей, между которыми образованы дверные проемы, и днища 4.

В проемах на петлях навешиваются двери. В закрытом положении две­ри удерживаются с помощью встроенных замков специаль­ной конструкции. Двери кабины имеют опускающиеся при помощи стеклоподъемников стекла.

Оперение кабины грузового автомобиля включает капот 6, крылья 7, подножки 8 и облицовку радиатора 9.

Рис. 2. Устройство капотной кабины грузового автомобиля: 1 – каркас; 2 – крыша; 3 – задняя панель; 4 – днище; 5 – боковая панель; 6 – капот; 7 – крылья; 8 – подножка; 9 – облицовка радиатора; 10 – подушка.

 

Облицовка в сборе с крыльями крепится спереди к раме через резиновую подушку 10, сзади — в нескольких точках к боковинам передка кабины.

В случае, когда кабина грузового автомобиля расположена над двигателем, капот отсутствует.

Рис. 3. Устройство бескапотной кабины автомобиля КамАЗ
1 – кабина; 2 – двери (правая и левая); 3 – верхняя облицовочная панель; 4 – нижняя облицовочная панель; 5 – планка брызговика; 6 – брызговик облицовочной панели; 7 – панель облицовочная в сборе; 8 – замок облицовочной панели; 9 – панель фар (верхняя); 10 – панель фар нижняя (спойлер); 11 – переднее крепление и механизм уравновешивания кабины; 12 – ограничитель подъема кабины; 13 – задняя подвеска кабины.

Для обеспечения доступа к двигателю и его системам в грузовиках с кабиной, расположенной над двигателем, она выполняется откидывающейся. Устройство откидывания кабины (11 и 12, рис. 3) обеспечивает легкое опрокидывание кабины (за счет уравновешивания ее специальными пружинами или торсионами) примерно на 45% вперед, а также надежную фиксацию ее в откинутом и опущенном положении. Часто для подъема кабины используется гидроцилиндр, давление в котором создается насосом с ручным приводом.

Внутри кабины размещаются сиденье и все органы управления ав­томобилем. Сиденье может быть одно-, двух- и трехмест­ным, общим для водителя и пассажиров или раздельным. При раздельной конструкции сиденье выполняют регули­руемым по высоте, расстоянию от органов управления, а также по наклону спинки.

В кабинах бескапотной конст­рукции может быть предусмотрено одно спальное место, располагаемое поперек кабины за спиной водителя.

Кабины современных грузовых автомобилей имеют собственную систему подрессоривания, то есть крепятся к раме не жестко, а с помощью упругих и гасящих элементов: резиновых подушек, пружин, амортизаторов. Такая конструкция позволяет улучшить условия работы водителя.

Вентиляция кабины автомобиля КамАЗ естественная, применяется за счет применения встречного потока воздуха при движении автомобиля. Для вентиляции можно пользоваться поворотными форточками и опускающимися стеклами дверей кабины, а также присутствует особенный вентиляционный люк в крыше.

Отопление кабины автомобиля КамАЗ — водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха к ветровым стеклам, стеклам дверей, ногам и лицу водителя и пассажиров. Радиатор отопителя помещен в нише панели передка с наружной стороны кабины, а вентилятора с воздухораспределителями размещены на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом. Радиатор отопителя автомобиля включен в систему охлаждения двигателя.

Передняя часть кабины и облицовочная панель: 1панель верхняя; 2панель нижняя; 3замок облицовочной панели; 4стойка упора; 5собачка защелки; 6петля навески панели; 7обойма упора; 8личинка замка

 

Д.З. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 314.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: