Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.
Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
* текст научного сочинения в виде реферата;
* статья, тезисы;
* доклад;
* отчет;
* электронная презентация.
Приведем основные требования к их оформлению:
- по содержанию:
1. Обоснование актуальности темы;
2. Цель, задачи, объект, предмет, методы, гипотеза;
3. Главный тезис;
4. Аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
5. Основные выводы;
6. Библиография (список использованных источников);
Приложения (если в них есть необходимость).
Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме.
Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
Обе эти формы - и статья, и тезисы (отличается от статьи меньшим объемом) - создаются на основе текста собственного научного сочинения, где кратко рассматривается весь ход исследования, и описываются его результаты.
Начинается оформление итогов научной работы с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).
Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.
Затем следует составление библиографического списка.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание образовательного учреждения, кафедры, название темы работы, автора работы (фамилии, имени, отчества, № группы), научной степени и звания научного руководителя (образец титульного листа смотри в конце).
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы:
Введение, актуальность,
Главы, параграфы,
Заключение, выводы,
4. Список литературы (библиография),
Приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объём введения небольшой, обычно 2-3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение и выводы являются ничуть не менее значимыми частями работы).
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента.
Заключение обычно составляет не более 1-2 страниц. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Особой точности требует составление библиографического списка.
Полный объем печатной исследовательской работы в среднем составляет от 20 до 25 страниц.
Правила оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга одного и более авторов:
1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров // М.: Интеллектцентр, 2008. - 296 с.
2. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в вузе. / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // М.: Российское педагогическое общество. - 2010. - 354 с.
3. Госс, В.С, Семенюк, Э.П., Урсул, А.Д. Категории современной науки: становление и развитие. / В.С. Госс, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул // М.: Мысль, 2007. - 268 с.
Сборник с коллективным автором:
Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов: Великий Новгород - РИС, 2008. - 180 с.
Статья из газеты и журнала:
Михайлов, Г.С. Психология принятия решений / Г.С. Михайлов //ж-л прикл. псих. - 2009, № 5. - С. 2-19.
Статья из энциклопедии и словаря:
Бирюков, Б.В., Гастев, Ю.А., Геллер, Е.С. Моделирование / Б.В. Бирюков, Ю.А. Гастев, Е.С. Геллер // БСЗ. - 3-е изд. - М., 2009, Т. 16. - С. 393-395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Минск, 2005. - С. 50-51.
Статья из интернета:
https://www.encyclopedia.com/ - энциклопедия, статья о влиянии звуков на человека;
https://freesoft.org/CIE/ - энциклопедия, англо-говорящие страны.
Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение. Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:
* размещаются после библиографического списка;
* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со
сквозной нумерацией страниц всего текста;
* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Еще одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
* в круглых или квадратных скобках;
* оформляются как сноски.
Что может быть примечанием?
* Определение терминов или аббревиатур.
* Справочная информация о лицах, событиях.
* Перевод иностранных слов и предложений.
* Пояснения основного текста.
Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Рисунки (графики, блок-схемы) лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте и нумеруются от начала и до конца работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный научный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.