Задания для самостоятельной работы




Практическое занятие 9

 

технологии обучения матема­тике в начальной школе:

Технология деятельностного обучения

Цели:

1) Ознакомиться с общими основами технологии деятельностного обучения в начальной школе.

2) Изучить основные характеристики этой технологии.

3) Научиться конструировать урок математики в начальной школе в условиях реализации технологии деятельностного обучения.

 

Основные вопросы

 

1. Проектирование урока и внеурочных занятий по математике с позиций системно-деятельностного подхода в начальной школе (методология, структура (этапы урока), цели, задачи, формируемые УУД) [19, с. 3-6]:

1.1. Модель урока математики в логике системно-деятельностного подхода (схема 1) [19, с. 4]. Примеры (см. пример 1).

1.2. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий: структура и содержание этапов урока, примеры [20, с. 1-3].

1.3. Модель внеурочного занятия в логике системно-деятельностного подхода (схема 2) [19, с. 4]. Примеры (см. пример 2).

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ознакомьтесь смоделью урока математики в начальной школе в логике системно-деятельностного подхода (схема 1) [19, с. 4]. Сделайте конспект схемы 1.

2. Изучите особенности содержания и методику проведения урока математики в рамках технологии деятельностного обучения младших школьников [19], [20]. Разработайте конспект урока (в условиях реализации этой технологии) по ознакомлению и дальнейшему усвоению учащимися основных понятий начального курса математики (см. варианты заданий). Содержание урока оформите в виде диалога между учителем и учащимися (в соответствии с требованиями и особенностями изложения данной темы в учебниках математики для начальной школы из Федерального комплекта).

Внимание!

1) При конструировании урока математики в условиях деятельностного обучения продумайте реализацию модели, предложенную в схеме 1 [19, с. 4].

2) Изучите структуру учебной ситуации по данной схеме (задача, план действий, реализация плана, самоконтроль, самооценка, коррекция) и оформите все учебные ситуации, используемые вами на уроке, на основе деятельностного подхода (с учетом перечисленных этапов).

3) Содержание урока постройте с учетом методических особенностей реализации деятельностного обучения в начальной школе (см. примеры в [19], [20]).

4) Обратите внимание на способы формирования УУД на деятельностной основе [20, с. 1-3]. Перечислите УУД, формируемые у младших школьников на вашем уроке.

Варианты заданий [18]

(2 класс, по учебнику Н. Б. Истоминой)

1. Трехзначные числа.

2. Умножение.

3. Переместительное свойство умножения.

4. Увеличить в несколько раз.

5. Единицы времени.

 

3. Ознакомьтесь с моделью внеурочного занятия по математике в логике системно-деятельностного подхода (схема 2) [19, с. 4]. Сделайте конспект схемы 2.

4. Разработайте конспект внеурочного занятия по математике (в условиях реализации технологии деятельностного обучения) по теме вашего варианта (варианты заданий см. ниже). Содержание этого занятия оформите в виде диалога между учителем и учащимися.

Внимание!

1) При конструировании внеурочного занятия в рамках деятельностного обучения математике в начальной школе продумайте реализацию модели, предложенную в схеме 2 [19, с. 4].

2) Изучите виды деятельности по данной схеме (познавательная, коммуникативная и пр.) с целью их реализации на внеурочном занятии.

3) Содержание вашего занятия постройте с учетом методических особенностей реализации деятельностного обучения в начальной школе (см. примеры в [19]).

4) Перечислите УУД, формируемые у младших школьников на данном внеурочном занятии.

Варианты заданий [18]

(2 класс, по учебнику Н. Б. Истоминой)

1. Угол.

2. Прямоугольник и квадрат.

3. Окружность.

4. Проверь себя! Научился ли ты решать задачи?

5. Трехзначные числа.

 

Литература

 

1) Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приёма до философии / В. В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

2) Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

3) Кукушин, B. C. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В. С. Кукушин. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с. (Серия «Педагогическое образование».)

4) Кукушин, B. C., Болдырева, Вараксина А. В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с. (Серия «Педагогическое образование».)

5) Куркин, Е. Б. Технологизация образования – требование времени / Е. Б. Куркин // Школьные технологии. – №1, 2007. – С. 23-33.

6) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. (ISBN 5-7695-0811-6)

7) Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией B. C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)

8) Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

9) Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

10) Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

11) Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

12) Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

13) Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 192 с.

14) Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – Второе издание, доп. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с. – ISBN 5-93134-263-X.

15) Основы методики начального обучения математике: пособие для учителей; под ред. А. С. Пчелко. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – 375 с.

16) Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с. – ISBN 5-09-010148-5.

17) Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. А. Темербекова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с. – ISBN 5-691-01120-0.

18) Истомина, Н. Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2003. – 176 с.

19) Кокарева, З. А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода / З. А. Кокарева, А. С. Игнатьева // Начальная школа + До и После. – 2013. – № 7. – С. 3-6.

20) Кокоткина, И. А. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий / И. А. Кокоткина // Начальная школа + До и После. – 2012. – № 9. – С. 1-3.

Интернет-ресурсы

1. Архив журнала «Начальная школа»: https://n-shkola.ru/archive

2. Архив журнала «Начальная школа + До и После»:

https://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: