Практическое занятие 9
технологии обучения математике в начальной школе:
Технология деятельностного обучения
Цели:
1) Ознакомиться с общими основами технологии деятельностного обучения в начальной школе.
2) Изучить основные характеристики этой технологии.
3) Научиться конструировать урок математики в начальной школе в условиях реализации технологии деятельностного обучения.
Основные вопросы
1. Проектирование урока и внеурочных занятий по математике с позиций системно-деятельностного подхода в начальной школе (методология, структура (этапы урока), цели, задачи, формируемые УУД) [19, с. 3-6]:
1.1. Модель урока математики в логике системно-деятельностного подхода (схема 1) [19, с. 4]. Примеры (см. пример 1).
1.2. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий: структура и содержание этапов урока, примеры [20, с. 1-3].
1.3. Модель внеурочного занятия в логике системно-деятельностного подхода (схема 2) [19, с. 4]. Примеры (см. пример 2).
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомьтесь смоделью урока математики в начальной школе в логике системно-деятельностного подхода (схема 1) [19, с. 4]. Сделайте конспект схемы 1.
2. Изучите особенности содержания и методику проведения урока математики в рамках технологии деятельностного обучения младших школьников [19], [20]. Разработайте конспект урока (в условиях реализации этой технологии) по ознакомлению и дальнейшему усвоению учащимися основных понятий начального курса математики (см. варианты заданий). Содержание урока оформите в виде диалога между учителем и учащимися (в соответствии с требованиями и особенностями изложения данной темы в учебниках математики для начальной школы из Федерального комплекта).
Внимание!
1) При конструировании урока математики в условиях деятельностного обучения продумайте реализацию модели, предложенную в схеме 1 [19, с. 4].
2) Изучите структуру учебной ситуации по данной схеме (задача, план действий, реализация плана, самоконтроль, самооценка, коррекция) и оформите все учебные ситуации, используемые вами на уроке, на основе деятельностного подхода (с учетом перечисленных этапов).
3) Содержание урока постройте с учетом методических особенностей реализации деятельностного обучения в начальной школе (см. примеры в [19], [20]).
4) Обратите внимание на способы формирования УУД на деятельностной основе [20, с. 1-3]. Перечислите УУД, формируемые у младших школьников на вашем уроке.
Варианты заданий [18]
(2 класс, по учебнику Н. Б. Истоминой)
1. Трехзначные числа.
2. Умножение.
3. Переместительное свойство умножения.
4. Увеличить в несколько раз.
5. Единицы времени.
3. Ознакомьтесь с моделью внеурочного занятия по математике в логике системно-деятельностного подхода (схема 2) [19, с. 4]. Сделайте конспект схемы 2.
4. Разработайте конспект внеурочного занятия по математике (в условиях реализации технологии деятельностного обучения) по теме вашего варианта (варианты заданий см. ниже). Содержание этого занятия оформите в виде диалога между учителем и учащимися.
Внимание!
1) При конструировании внеурочного занятия в рамках деятельностного обучения математике в начальной школе продумайте реализацию модели, предложенную в схеме 2 [19, с. 4].
2) Изучите виды деятельности по данной схеме (познавательная, коммуникативная и пр.) с целью их реализации на внеурочном занятии.
3) Содержание вашего занятия постройте с учетом методических особенностей реализации деятельностного обучения в начальной школе (см. примеры в [19]).
4) Перечислите УУД, формируемые у младших школьников на данном внеурочном занятии.
Варианты заданий [18]
(2 класс, по учебнику Н. Б. Истоминой)
1. Угол.
2. Прямоугольник и квадрат.
3. Окружность.
4. Проверь себя! Научился ли ты решать задачи?
5. Трехзначные числа.
Литература
1) Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приёма до философии / В. В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
2) Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
3) Кукушин, B. C. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В. С. Кукушин. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с. (Серия «Педагогическое образование».)
4) Кукушин, B. C., Болдырева, Вараксина А. В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с. (Серия «Педагогическое образование».)
5) Куркин, Е. Б. Технологизация образования – требование времени / Е. Б. Куркин // Школьные технологии. – №1, 2007. – С. 23-33.
6) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. (ISBN 5-7695-0811-6)
7) Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией B. C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)
8) Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
9) Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
10) Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
11) Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
12) Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
13) Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 192 с.
14) Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – Второе издание, доп. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с. – ISBN 5-93134-263-X.
15) Основы методики начального обучения математике: пособие для учителей; под ред. А. С. Пчелко. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – 375 с.
16) Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с. – ISBN 5-09-010148-5.
17) Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. А. Темербекова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с. – ISBN 5-691-01120-0.
18) Истомина, Н. Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2003. – 176 с.
19) Кокарева, З. А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода / З. А. Кокарева, А. С. Игнатьева // Начальная школа + До и После. – 2013. – № 7. – С. 3-6.
20) Кокоткина, И. А. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий / И. А. Кокоткина // Начальная школа + До и После. – 2012. – № 9. – С. 1-3.
Интернет-ресурсы
1. Архив журнала «Начальная школа»: https://n-shkola.ru/archive
2. Архив журнала «Начальная школа + До и После»:
https://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/