II. Устный счёт.
В устный счет на уроке можно включить задания:
1. Поставьте скобки, чтобы равенства стали верными.
100 – 24: 2 = 38 48 – 20: 4 · 5 = 35
36: 6 + 3 = 4 30: 5 · 6 + 29 = 30
2.
а | с | |||||||||
в | d | |||||||||
а · в | с: d |
3. Задание «Ребусы».
III. Работа над новым материалом.
Все упражнения на деление с остатком выполнялись детьми на предыдущих уроках на основе практических действий с предметами или по рисунку. На этом уроке они познакомятся с приемом, который позволяет выполнять деление на основе рассуждения, опираясь на знание таблиц деления.
В качестве подготовки к рассмотрению приема следует выполнить устно несколько упражнений вида:
– Какое самое большое число до 45 делится без остатка на 7? на 8?
Выполнить задание № 3. Вспомнить ряды чисел, которые делятся без остатка на 9, на 6 и др.
После этого учитель должен познакомить детей с рассуждением, образец которого дан в учебнике, на каком-либо другом примере, подробно разбирая каждый шаг вместе с учащимися, например:
27: 4
Учитель. Делится ли число 27 на 4 без остатка?
Дети. Нет.
Учитель. Какое самое большое число до 27 делится на 4 без остатка?
Дети. 24.
Учитель. Как можно найти частное?
Дети. 24: 4 = 6.
Учитель. Какое число мы разделили на 4?
Дети. 24.
Учитель. Какое число надо было разделить?
Дети. 27.
Учитель. Как найти остаток?
Дети. 27 – 24 = 3.
Учитель. Какой же ответ получится при делении 27 на 4?
Дети. В частном получится 4 и в остатке 3.
Соответствующие записи полезно выполнить и на доске, и в тетрадях. После такой подготовки дети самостоятельно читают объяснение в учебнике и решают с комментированием примеры из задания № 1.
№ 1:
17: 4 27: 5
22: 6 59: 9
27: 7
Комментировать аналогично предыдущему.
IV. Игротека.
V. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 2 учащиеся могут решить самостоятельно (с последующей проверкой). Перед решением учитель только может напомнить учащимся, что эту задачу можно решить двумя способами.
I способ:
1) 18 + 6 = 24 (ст.) – собрали всего
2) 24 · 2 = 48 (ст.)
II способ:
1) 18 · 2 = 36 (ст.) – на ягоды брата
2) 6 · 2 = 12 (ст.) – на ягоды сестры
3) 36 + 12 = 48 (ст.)
О т в е т: 48 стаканов всего.
Решение задачи № 5 может быть выполнено детьми самостоятельно после выяснения того, что надо знать для ответа на ее вопрос.
В о п р о с: Сколько килограммов меда собрали с одного улья и сколько – с другого?
Задачу надо решать, записывая каждое действие в отдельности.
При проверке следует потребовать от детей обоснования выбора каждого действия.
Чтобы узнать, сколько килограммов меда собрали со второго улья, надо из 78 вычесть 43, потому что 78 кг было получено с обоих ульев вместе, а с одного – 43. Если вычтем одно слагаемое, то узнаем второе слагаемое.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Задача № 4 (1 и 2) – на построение отрезков. Прежде чем чертить отрезок АВ (№ 4(1)), учащиеся должны объяснить, как найти его длину.
часть – 15 мм
Всего –? мм
15 · 6 = 90 (мм)
О т в е т: АВ = 90 мм.
В задании № 4 (2) учащиеся чертят отрезок СД, а потом находят 1/7 часть этого отрезка.
Всего – 28 мм
часть –?
28: 7 = 4 (мм)
О т в е т: АВ = 4 мм.
2. Для самостоятельной работы предложить задания № 6 и № 7.
VI. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем мы работали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня мы учились решать примеры на деление с остатком, но уже не используя рисунок.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Решали задачи, чертили отрезки, решали примеры и уравнения.
Домашнее задание: с. 25, № 7.
У р о к 23. ПРИЕМ ПОДБОРА ПРИ ДЕЛЕНИИ
С ОСТАТКОМ (с. 26)
Цели: познакомить учащихся с приемом подбора при делении с остатком; закреплять табличные и внетабличные случаи умножения, а также навык решения задач.
Ход урока