Фоминых Татьяна Владимировна, учитель-логопед
Крылова Наталья Сергеевна, учитель -логопед
МБДОУ «Детский сад «Антошка»
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫПЕДАГОГОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от интеграции работы учителя-логопеда и других специалистов. Учитель-логопед – координатор коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности. Работа ППК (психолого-педагогический консилиум) обеспечивает преемственность в работе со всеми специалистами и воспитателями.
Участники взаимодействия
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания логопеда воспитателям. Ежедневное совместное осуществление коррекционной деятельности в ходе режимных моментов учителя-логопеда и воспитателей реализуется во время проведения «логопедического часа» в утреннее и вечернее время.
Логопедический час в первой половине дня служит для логопедизации совместной деятельности педагогов с детьми и содержит материалы по развитию общей моторики и координации движений, координации речи с движением, формирование правильного физиологического дыхания, формирование речевого дыхания, формирование и развитие артикуляционной моторики.
Для реализации поставленных задач в первой половине дня используются следующие формы работы: утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, упражнения для речевого выдоха, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Логопедический час во второй половине дня служит для логопедизации совместной деятельности педагогов с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Работа во второй половине дня так же направлена на развитие психомоторной сферы. Задания обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Во второй половине дня чаще всего используются дидактические игры и упражнения, подвижные игры и пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, логоритмические упражнения, психогимнастика, самомассаж.
Интеграция работы специалистов в рамках одного дня тематической недели
Старшая группа Лексическая тема «Дикие животные» | |||
Логопедический час | Формы проведения | Содержание | Интеграция специалистов |
Первая половина дня | Утренняя гимнастика «Зайкина зарядка» [2] | I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба «На лесной опушке», лёгкий бег, ходьба. II. Упражнения с мячом • «Подбрось-поймай» • «Приседания с мячом» • «Прыжки» III. Перестроение в колонну по одному, подскоки, ходьба. IV. П/и «Охотники и зайцы» Цель: развитие двигательной активности. | Воспитатели, физинструктор |
Дыхательная гимнастика Н.А. Стрельниковой [4] | Упражнения: «Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошки», «Обними плечи» | Воспитатели, логопед | |
Упражнения для речевого выдоха | Упражнение: «Ветерок» | Воспитатели, логопед | |
Артикуляционная гимнастика [3] | Артикуляционная сказка «День рождения «Вини-Пуха» | Воспитатели, логопед | |
Пальчиковая гимнастика | Упражнения: «Ежик», «Белка», «Змейка», «Зайка», «Зайка и барабан» | Воспитатели, логопед | |
Вторая половина дня | Дидактические игры и упражнения [1] | Д/и: «Назови ласково», «У кого-кто?», «Один-много», «Чей хвост?» Построение монолога «Опиши любого зверя по плану» | Воспитатели, логопед |
Су-Джок терапия | Упражнения: «Ежик», «Шла медведица» | Воспитатели, логопед | |
Самомассаж [2] | Массаж биологически активных зон «Сорока» | Воспитатели, педагог-психолог |
Смена специалистов и видов деятельности в ходе режимных моментов, использование разнообразных приемов работы позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей в течение всего дня.
При подготовке логопедического часа следует придерживаться темы недели; определить необходимость интеграции специалистов; включить разнообразные игровые и дидактические упражнения; предусмотреть на всех этапах использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям; при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности; определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать, что обеспечит переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Таким образом, интеграция работы специалистов (логопед, воспитатели, физинструктор, педагог-психолог, музыкальный руководитель), осуществляющих образовательную деятельность в ходе режимных моментов позволяет достигнуть более высоких результатов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.