39. Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность перевозок в особых условиях. К особым условиям перевозок относятся:
1) перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды;
2) перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами и имеющие в совокупности следующие особенности:
продольные уклоны величиной более 60 и протяженностью 2 км и более;
кривые с радиусами в плане менее 100 метров в количестве шести и более на 1 км;
выпуклые кривые продольного профиля с радиусами менее 1500 метров и вогнутые кривые с радиусами менее 1200 метров;
расстояние видимости поверхности дороги менее 60 метров и встречного автомобиля - менее 120 метров;
3) маршруты, проходящие по трудным участкам пересеченной местности;
4) движение трамваев на прямолинейных участках с уклонами:
более 70 при непрерывной протяженности свыше 200 метров;
более 60 при непрерывной протяженности свыше 250 метров;
более 50 при непрерывной протяженности свыше 350 метров;
более 40 при непрерывной протяженности свыше 500 метров;
более 30 при непрерывной протяженности свыше 700 метров;
или эквивалентные им уклоны на указанной протяженности, определенные по формуле:
,
где - величина уклона, ;
- протяженность уклона, м;
более 30 при непрерывной протяженности свыше 150 метров при наличии на спусках или непосредственно после них кривых (поворотов) радиусом менее 30 метров;
5) движение троллейбусов на прямолинейных участках с уклонами:
более 60 при непрерывной протяженности свыше 100 метров;
более 50 при непрерывной протяженности свыше 150 метров;
более 40 при непрерывной протяженности свыше 200 метров;
или эквивалентные им уклоны на указанной протяженности, определенные по формуле, приведенной в подпункте 4 настоящего пункта;
более 30 при непрерывной протяженности свыше 150 метров при наличии на спусках или непосредственно после них кривых (поворотов) радиусом менее 30 метров.
40. Перевозки по маршрутам, проходящим по зимникам и переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд), осуществляются только при условии уведомления организаций, осуществляющих эксплуатацию зимников, переправ, по которым предполагается осуществить перевозку.
41. Водители, осуществляющие переправу через водные преграды и движение по зимникам, обязаны выполнять указания работников, ответственных за эксплуатацию этих переправ и зимников.
42. Решения о пропуске транспортных средств по ледовой переправе, об открытии (закрытии) движения принимаются эксплуатирующей ее организацией. Решение о пропуске (об отказе в пропуске) автобусов принимает руководитель эксплуатирующей организации.
43. Технические требования к наплавным мостам, в том числе эксплуатируемым в период ледостава, определяются в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
44. Решение о движении по наплавному мосту транспортных средств, перевозящих группы людей, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находится автомобильная дорога и которыми принято решение об открытии наплавного моста.
45. В темное время суток (период времени от конца вечерних сумерек до началаутренних сумерек) въезды (выезды) на переправах через водные преграды, границы трассы переправы, места посадки-высадки пассажиров должны иметь искусственное освещение (для ледовых переправ допускается установка вех со светоотражающей маркировкой). При отсутствии надлежащего освещения переправ движение транспортных средств в темное время суток по переправе запрещается.
46. Переправы через водные преграды должны быть оборудованы площадками для высадки и посадки пассажиров с заездными местными уширениями проезжей части для транспортных средств, шлагбаумами, техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с действующими правилами эксплуатации этих переправ.
47. Транспортные средства, выполняющие перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, осуществляют движение по переправе через водную преграду без очереди в соответствии с расписанием их движения.
48. Расписание движения на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых с использованием переправ через водные преграды, должно быть увязано с режимом работы этих переправ и предусматривать достаточное время на осуществление переправы, включая высадку и посадку пассажиров.
49. Движение по переправам через водные преграды осуществляется в соответствии с правилами пользования переправой, установленными эксплуатирующей организацией.
50. Перевозка на участках маршрута с особыми условиями допускается при условии соответствия параметров геометрических элементов и транспортно-эксплуатационных показателей участков автомобильных дорог, их конструктивных элементов, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства, параметров их ремонта требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
51. По маршрутам, проходящим в горной местности, запрещается эксплуатация сочлененных транспортных средств.
52. Регулярная перевозка пассажиров по маршрутам с особыми условиями осуществляется в следующих случаях:
ширина проезжей части участков автомобильных дорог достаточна для безопасного разъезда транспортных средств встречного направления;
участки автомобильных дорог, имеющие радиусы в плане менее 2000 метров, обустроены виражами и переходными кривыми;
горизонтальная и вертикальная дорожная разметка на проезжей части и элементах обустройства автомобильных дорог хорошо различима в любое время суток;
участки автомобильных дорог обозначены сигнальными столбиками и световозвращателями. Световозвращатели, используемые для оптической ориентации водителей, установлены на кривых радиусом менее 60 метров в сочетании с линиями горизонтальной разметки;
на серпантинах, участках автомобильных дорог в плане малого радиуса, участках, пересечениях и примыканиях с необеспеченной видимостью установлены сферические зеркала увеличенного размера (диаметром 1 000 мм и выше);
ограничение скоростных режимов осуществлено посредством установки соответствующих дорожных знаков на участках автомобильных дорог в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке;
имеется дополнительное информационное обеспечение водителей посредством использования дорожных знаков и указателей о величине уклона, протяженности спусков и подъемов, рекомендуемой минимальной дистанции транспортных средств, наличии опасных участков на маршруте.
Приложение
к Правилам обеспечения безопасности
перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом (пункт 21)
утвержденным приказом Минтранса России
от №
РАСЧЕТ
КОЛИЧЕСТВА ПРИЖИМНЫХ СРЕДСТВ КРЕПЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ
НА СРЕДСТВА КРЕПЛЕНИЯ
Количество прижимных средств крепления грузов и рабочая нагрузка на средство крепления рассчитываются по следующим формулам:
,
где:
n - количество прижимных средств крепления грузов, единицы;
- коэффициент ускорения инерциальных сил по осям x, y и z соответственно, единицы (таблица 1);
- кинематический коэффициент трения грузов и материалов, единицы (таблицы 2 и 3);
m - масса груза, кг;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
k - коэффициент передачи, единицы (таблица 4);
- вертикальный угол между платформой и ремнем, градусы;
- достигаемая сила натяжения ремня, Н.
где:
LC - рабочая нагрузка на средство крепления, Н;
- коэффициент ускорения инерциальных сил по осям x, y и z соответственно, единицы (таблица 1);
- кинематический коэффициент трения грузов и материалов, единицы (таблицы 2 и 3);
m - масса груза, кг;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
- вертикальный угол между платформой и ремнем, градусы.
Таблица 1
Коэффициенты ускорения , и
Направление действия сил | Коэффициент ускорения | ||||
продольного | поперечного | вертикального снизу | |||
вперед | назад | только скольжение | скольжение и опрокидывание | ||
Продольное | 0,8 | 0,5 | - | - | 1,0 |
Поперечное | - | - | 0,5 | 0,7 | 1,0 |
Таблица 2
Кинематический коэффициент трения грузов и материалов
N п/п | Комбинация грузов и материалов на поверхности соприкосновения | Коэффициент трения |
Пиломатериал | ||
Пиломатериал на пиломатериале/клееной фанере | 0,35 | |
Пиломатериал на рифленом алюминии | 0,3 | |
Пиломатериал на листовой стали | 0,3 | |
Пиломатериал на пленке с большой степенью усадки | 0,2 | |
Пленка с большой степенью усадки | ||
Пленка на пиломатериале/клееной фанере | 0,3 | |
Пленка на рифленом алюминии | 0,3 | |
Пленка на листовой стали | 0,3 | |
Пленка на пленке | 0,3 | |
Картонные коробки | ||
Картонные коробки на картонных коробках | 0,35 | |
Картонные коробки на деревянных поддонах | 0,35 | |
Большие мешки | ||
Большие мешки на деревянных поддонах | 0,3 | |
Стальные и металлические листы | ||
Смазанные маслом стальные листы на смазанных маслом стальных листах | 0,1 | |
Плоские бруски из стали на пиломатериале | 0,35 | |
Гофрированное железо на пиломатериале | 0,35 | |
Гофрированное железо без окраски на гофрированном железе без окраски | 0,3 | |
Гофрированное железо с окраской на гофрированном железе с окраской | 0,2 | |
Стальная бочка с окраской на стальной бочке с окраской | 0,15 | |
Бетон | ||
Стенка на стенке без промежуточного слоя (бетон/бетон) | 0,5 | |
Сборный элемент с промежуточным слоем из древесины в древесине (бетон/древесина/древесина) | 0,4 | |
Стена в стене без промежуточного слоя (бетон/решетчатая ферма) | 0,6 | |
Стальные рамы с древесным промежуточным слоем (сталь/древесина) | 0,4 | |
Стена в стальных рамах с древесным промежуточным слоем (бетон/древесина/сталь) | 0,45 | |
Поддоны | ||
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая - европоддон (древесина) | 0,2 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая - ящичный поддон (сталь) | 0,25 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая - пластиковый поддон | 0,2 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая - поддон плоский деревянный | 0,15 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура - европоддон (древесина) | 0,25 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура - ящичный поддон (сталь) | 0,25 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура - пластиковый поддон | 0,25 | |
Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура - поддон плоский деревянный | 0,2 | |
Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) - европоддон (древесина) | 0,25 | |
Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) - ящичный поддон | 0,35 | |
Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) - пластиковый поддон | 0,25 | |
Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) - поддон плоский деревянный | 0,2 |
Таблица 3
Кинематический коэффициент трения материалов
N п/п | Нагружаемая поверхность/груз | Сцепление материала | ||
Сухое | Мокрое | Масляное | ||
Дерево/дерево | 0,20 - 0,50 | 0,20 - 0,25 | 0,05 - 0,15 | |
Металл/дерево | 0,20 - 0,50 | 0,20 - 0,25 | 0,02 - 0,10 | |
Металл/металл | 0,10 - 0,25 | 0,10 - 0,20 | 0,01 - 0,10 | |
Бетон/дерево | 0,30 - 0,60 | 0,30 - 0,50 | 0,10 - 0,20 | |
Противоскользящие маты | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Таблица 4
Коэффициент передачи k
N п/п | Коэффициент передачи | |
При использовании одного приспособления предварительного натяжения | k = 1,5 | |
При использовании двух приспособлений предварительного натяжения | k = 2 |
[1] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287
«Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46324).
[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 17, ст. 2407; 2012, № 10, ст. 1223; 2014, № 3, ст. 281; 2015, № 50, ст. 7162; 2016, № 49, ст. 6901; 2017, № 1, ст. 177; № 51, ст. 7831; 2018, № 13, ст. 1803.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 508).
[4] Утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.
[5] Бюллетень международных договоров, 2009, № 3.