ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебной дисциплины БД.02 Литература
Для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
уч. г. 1 курс, количество часов: 118ч.
№ урока | № урока раздела | Наименование тем разделов программы, тем уроков | Кол-во часов | Тип и вид урока | КМО урока | Домашнее задание |
l | 1.Введение | |||||
1,2 | Историко - культурный процесс и периодизация русской литературы | Урок изучения нового. Лекция с элементами беседы | Учебник | ВСР№1. Приготовить сообщение на тему: Поэтическая карьера В. А. Жуковского | ||
ll | Русская литература l половины XlX века | |||||
3,4 | А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Анализ стихотворения по схеме. Практическая работа№1 | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Портрет поэта, альбом. | ВСР№2.Составить библиографический указатель(перечень) произведений Пушкина | ||
5,6 | Анализ образа Евгения и проблемы индивидуального бунта в поэме «Медный всадник». Практическая работа№2. | Урок закрепления знаний, формирования умений. Практикум | Поэма "Медный всадник", иллюстрации | ВСР№3 Приготовить сообщение о жизни и творчестве Лермонтова | ||
7,8 | М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. | Урок закрепления и систематизация знаний. | Портрет поэта | ВСР№4Приготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова(на выбор) | ||
9,10 | Составление аннотации к повести Н.В. Гоголя "Портрет". Композиция. Сюжет. Герои. Практическая работа№3. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Портрет писателя | ВСР№5.Подготовить вопросы к пресс-конференции по творчеству А.Н. Островского. | ||
lll | Русская литература ll половины XlX века | |||||
11,12 | А.Н. Островский. Сведения из биографии. "Гроза". Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. | Урок закрепления и систематизация знаний. | Портрет писателя, учебникТекст "Грозы", иллюстрации | ВСР№6.Прочитать пьесу «Гроза», составить вопросы к тексту. | ||
13,14 | Оформление сопоставительной таблицы интерпретации образа Катерины. Написание сочинения – миниатюры «В городе Калинове». Практическая работа №.4. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | ВСР№7.Написать статью для литературного журнала о жизни и творчестве Гончарова | |||
15,16 | И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Произведение "Обломов". Обломов. Противоречивость характера. | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет писателя, тексты романа "Обломов" | ВСР№8.Составить развернутый план сюжета произведения И.А. Гончарова «Обломов». | ||
17,18 | И.С. Тургенев. Сведения из биографии. "Отцы и дети". Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. | Урок изучения нового, урок - исследование | ВСР№9.Выписать из энциклопедического словаря значение слов «нигилизм, разночинец» | |||
19,20 | Составление цитатной характеристики Базарова и П. П. Кирсанова Практическая работа№5 | Урок изучения нового, урок - исследование | ВСР№10.Написать сочинение- миниатюру на тему: «Чем современен для нас роман И. С. Тургенева. | |||
21,22 | Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» по плану. Практическая работа№6 | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Учебник | ВСР№11.Приготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева. | ||
23,24 | А.А. Фет. Сведения из биографии. Гармоничность и мелодичность лирики. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | ВСР№12.Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове. | |||
25,26 | Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет поэта. Стихи | ВСР№13Читать поэму "Кому на Руси жить хорошо». Выписать всех действующих лиц поэмы. Составить характеристику героев. | ||
27,28 | Анализ главы «Пролог» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Сопоставление положения народа в дореформенной и послереформенной России. Практическая работа№7. | Урок комплексного применения знаний, умений. | Портрет, учебник, стихи | Прочитать по учебнику стр 376-378 | ||
29,30 | Н.С. Лесков.Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Образ Ивана Флягина. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Тексты поэмы | ВСР№14.Выписать значение слов «очарованный», «странник» из толкового словаря | ||
31,32 | М.Е. Салтыков - Щедрин. Сведения из биографии. Объекты сатиры и сатирические приемы. | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Портрет писателя | ВСР№15.Составить краткую характеристику творческой манеры М.Е. Салтыкова- Щедрина. | ||
33,34 | Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет писателя, фото выставка | ВСР№16.Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Ф,М, Достоевского | ||
35,36 | Анализ 1 части романа «Преступление и наказание» для раскрытия идеи Раскольникова о праве сильной личности Практическая работа №8. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | ВСР№17.Составить схематический рассказ о главном герое романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | |||
37,38 | Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. | Урок обобщения и систематизации знаний, семинар | Задание, распечатка | ВСР№18Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. | ||
39,40 | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. | Урок изучения нового, урок - исследование | Выставка фотоматериалов | ВСР№19Читать "Войну и мир" l том глава с l по Vlll.Составить цитатник главных героев романа. | ||
41,42 | Сопоставительный анализ духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Практическая работа №9. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Тексты романа | ВСР№20.Выучить отрывок "Описание Дуба" том ll часть lll глава 3 | ||
43,44 | Сочинение – миниатюра «Встреча с дубом» А. Болконского. «Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон». Практическая работа № 10. | Урок обобщения и систематизации знаний Практикум | Задание, распечатка | Составить карту «Картины войны 1812 года» | ||
43,46 | Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. | Урок закрепления и систематизация знаний, семинар | ВСР№21.Дополнить схему известными сведениями «Сюжет и композиция романа-эпопеи «Война и мир». | |||
47,48 | Дифференцированный зачет | |||||
49,50 | А. П. Чехов. Страницы биографии. Составление характеристики литературного героя одного из рассказов А.П. Чехова. (на выбор) | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет Чехова, альбом | ВСР№22.Составить хронологическую таблицу «Жизнь и творчество А.П. Чехова». | ||
51,52 | Комедия «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. | Урок обобщения и систематизации знаний, семинар | Текст пьесы о"Вишневый сад" | ВСР№23Подготовить сообщение о героях " Вишневого сада" | ||
53,54 | Зарубежная литература (обзор) В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек». | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Портреты писателей | ВСР№24Составить аннотацию к произведению зарубежной литературы (на выбор). | ||
IV | ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА Русская литература на рубеже веков | |||||
55,56 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. | Урок изучения нового Лекция, аналитическая беседа | Урок изучения нового Лекция, аналитическая беседа | ВСР№25Составить опорную схему: «Культурно-исторический процесс рубежа XIX и XX веков» | ||
57,58 | И.А. Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» | Урок изучения нового, урок - исследование | Урок изучения нового, урок - исследование | ВСР№26.Прочитать рассказ "Господин из Сан-Франциско",найти и выписать образцы- символы | ||
59,60 | Выполните сравнительный анализ героев А. Чехова и И. Бунина. На основе сопоставления выразите свое отношение к высказыванию критика В.Я. Лакшина «Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина-под звездою рока». Практическая работа №11. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Подготовить сообщение о Куприне | ||
61,62 | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви. | Урок изучения нового, урок - исследование | Урок изучения нового, урок - исследование | ВСР№27.Читать рассказ "Гранатовый браслет". Составить кластер к произведению. | ||
V | Поэзия начала XX века. | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Учебник, стихи поэтов | Проработать конспект лекции. Составить вопросы. | ||
63,64 | Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. | Урок изучения нового, урок - исследование | ВСР№28.Выписать из пьесы М. Горького «На дне» высказывания о правде. | |||
65,66 | М. Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. | Урок обобщения и систематизации знаний Практикум | Учебник, текст пьесы | ВСР№29.Составить цитатный план статей литературных критиков (по пьесе). | ||
67,68 | Составление схемы сюжетной линии пьесы «На дне» М. Горького. Социальный и любовный конфликт в пьесе. Спор о назначении человека. Практическая работа №12. | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет Блока, стихи поэта | ВСР№30.Выучить стихотворение А. А. Блока (на выбор) | ||
69,70 | А.А. Блок. Сведения из биографии. Тема родины, тревога за судьбу России. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Поэма "Двенадцать" | ВСР№31.Составить понятийный словарь по теме "А Блок" | ||
71,72 | Поэма А. А. Блока «Двенадцать». Составление плана сюжета поэмы и характеристики героев. Практическая работа №13. | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Учебник, стихи поэтов | Проработать конспект лекции. Составить вопросы. | ||
73,74 | Н. Гумилев. Страницы биографии. Стихотворения поэтов "серебряного века". | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Задание, распечатка | ВСР№32.Подготовить сообщение-итог по теме: «Поэзия начала XX века ». | ||
VI | Литература 20-х годов (обзор) | |||||
75,76 | В.В. Маяковский Биография.. Анализ сатирической манеры В.В. Маяковского. Составление отзыва на произведения «Вам!», «Прозаседавшиеся», «Клоп» (на выбор). Практическая работа №14. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Альбом по Маяковскому, стихи | Стр 145-148 проработать статью учебника, приготовить выразительное чтение стихотворения В. В. Маяковского. | ||
77,78 | Художественно-философские основы поэтики С. А. Есенина. Анализ стихотворений «Гой, ты Русь моя родная!», «Спит ковыль» (по выбору) С.А. Есенин и «поэтизация русской природы, русской деревни». Практическая работа №15. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Альбом по Есенину, стихи | ВСР№33.Выучить стихотворение С.А. Есенина (на выбор). | ||
VII | Литература 30-начало 40 годов. (обзор) | |||||
79,80 | О.Э. Мандельштам. Петербургские мотивы в поэзии. | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Портрет, стихи | ВСР№34Выучить стихотворение О. Э. Мандельштама (на выбор) | ||
81,82 | М.И. Цветаева. Основные темы творчества Цветаевой. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» М. Цветаевой. Практическая работа № 16 | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Выучить стихотворение М. И. Цветаевой. | |||
83,84 | Анализ эпизодов повести А. П. Платонова «Котлован». Составление плана «Сюжет повести «Котлован». Практическая работа №17 | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | Портрет, учебник, текст рассказа "В прекрасном и яростном мире" | ВСР№35.Составить таблицу: "Хроника жизни героев повести А. П. Платонова" | ||
85,86 | И.Э. Бабель. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Портреты, рассказы "Соль, мой первый гусь" | Читать рассказ "Конармия" | ||
87,88 | М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. | Урок изучения нового, урок - исследование | ВСР№36.Читать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», составить вопросы для пресс-конференции. . | |||
89,90 | «Мастер и Маргарита» Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Ответ на слова Воланда: «Рукописи не горят». Практическая работа № 18 | Урок комплексного применения знаний, умений. Практикум | ВСР№37 Подготовить сообщение о жизни и творчестве М. Шолохова. | |||
91,92 | М.А. Шолохов. Сведения из биографии. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Альбом о Шолохове, учебник, роман и эпопея | Читать роман "Тихий Дон" | ||
93,94 | Составление сравнительной характеристики Григория Мелехова. | Урок комплексного применения знаний, умений, семинар | Роман "Тихий Дон", учебник | ВСР№38.Составить сюжетный план "Судьба Григория Мелехова" | ||
VIII | Литература русского Зарубежья. | |||||
95,96 | В.В. Набоков. Обзор творчества. Тема России в творчестве. Роман "Машенька". Проблематика и система образов в романе. | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция | Учебник, тексты романа | Подготовить сообщение о произведении Распутина, Астафьева. | ||
IX | Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | . | ||||
97,98 | Сопоставительный анализ Лирических героев в стихах поэтов-фронтовиков: К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова. Практическая работа №19 | Урок комплексного применения знаний, умений Практикум | Портрет писателей, иллюстрация по теме Великая Отечественная война | ВСР№39.Выучить стихотворение о войне (на выбор) | ||
99,100 | Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы К. Паустовского, М. Шолохова и др. | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет писателя, повесть " А зори здесь тихий" | ВСР№40.Прочитать произведение В. Быкова "Сотников". Составить план. | ||
101,102 | А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народ. | Урок изучения нового, урок - исследование | портрет, стихи, учебник | ВСР№41.Прочитать поэму А.А. Ахматовой "Реквием" | ||
103,104 | Поэма «Реквием». Своеобразие лирики Ахматовой. | Анализ поэмы | Текст поэмы | ВСР№42.Выучить стихотворение А. А, Ахматовой (на выбор). | ||
105,106 | Б.Л. Пастернак. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет писателя, стихи | ВСР№43. Охарактеризовать своеобразие романа "Доктор Живаго" | ||
107,108 | А.Т. Твардовский. Тема войны и памяти в лирике. Утверждение нравственных ценностей. | Урок обобщения и систематизации знаний, семинар | Портрет поэта, стихи | ВСР№44.Написать очерк «Сороковые, роковые...» | ||
X | Литература 50-80 годов | |||||
109,110 | Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского, Б. Окуджавы и др. | Урок обобщения и систематизации знаний, круглый стол | Портрет писателя, стихи | Подготовить сообщение о Высоцком | ||
111,112 | А. И. Солженицын. Страницы биографии. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». А.И. Солженицына: Монументальное и яростное величие «Архипелага «Гулаг» (фрагменты). | Урок изучения нового, урок - исследование | Портрет, текст рассказа | ВСР№45. Составить цитатный план «Мир А. Солженицына» | ||
113,114 | Оформление энциклопедии аргументов из произведений о природе. Практическая работа №20 | Урок комплексного применения знаний, умений Практикум | Рассказы " Чудик", "Срезал" | ВСР№46.Написать критическую статью на произведение В. М. Шукшина. | ||
115,116 | В.М. Шукшин. Художественные особенности прозы В. Шукшина. В. Вампилов. Утверждение добра, любви и милосердия в пьесах писателя. | Урок обобщения и систематизации знаний, круглый стол | Тексты пьес, портрет | ВСР№.47Составить рейтинг наиболее популярных произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. | ||
Русская литература последних лет (обзор) | ||||||
117-118 | Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах или отдельными изданиями. Зарубежная литература (обзор) Э.М Ремарк «Три товарища», Э. Хемингуэй «Старик и море», И. Гете «Фауст». | Урок обобщения и систематизации знаний, обзорная лекция |