С целью реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе следующих форм и методов личностно-ориентированных образовательных технологий:
1. В лекционном курсе:
— информативная лекция;
— проблемная лекция;
— лекция-беседа (лекции-диалога).
2. На практических занятиях - таких методов, как:
— мозговой штурм (предложение найти спонтанное решение поставленной проблемы). Этот метод способствует развитию у студентов филологической интуиции;
— метод аналогий. Применение метода оправдано и в лекционном курсе, значительно упрощает восприятие новой информации. Также возможно предложить студентам самостоятельно провести ряд аналогий;
— метод групповой дискуссии, помогающий формировать у студентов умение формулировать и выражать свою точку зрения в ходе дискуссии.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
Обучающихся по дисциплине
Перечень методических рекомендаций
№ | Название | Автор | Точка доступа |
Методические рекомендации по написанию контрольной работы | Малащенко В.В. | УМК «История зарубежной литературы» (литература эпохи Возрождения) | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины | Малащенко В.В. | УМК «История зарубежной литературы» (литература эпохи Возрождения) | |
Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студентов и препод. филологич. фак-тов, учителей-словесников. М.: Флинта. 2007. 248 с. | Есин А.Б. | Библиотека РГУ им. И. Канта: НА, ч. з. N 4. |
Вопросы для промежуточного и (итогового) контроля
Вопросы к экзамену /зачёту
по разделу «Литература эпохи Возрождения»:
1. Данте «Новая жизнь»: жанр, тематика, система образов, идейное своеобразие.
2. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени.
3. Лирика Ф. Петрарки и ее значение для развития европейской поэзии Ренессанса. Сборник «Канцоньере» - жанр, композиция, идейно-тематические особенности.
4. Ранние произведения Боккаччо и их значение в художественном становлении писателя («Фьяметта», «Фьезоланские нимфы»).
5. Поэтика «Декамерона» Боккаччо. Его значение в истории ренессансной культуры.
6. Позднее Возрождение в Италии. Л. Ариосто «Неистовый Роланд», Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим».
7. Народная массовая литература в первой половине XVI в.: «Тиль Эйленшпигель» и «народные книги» о докторе Фаусте.
8. Особенности литературы Возрождения в Германии и Нидерландах. «Литература о дураках» (Narrenliteratur): Себастьян Брант «Корабль дураков», Эразм Роттердамский «Похвальное слово Глупости».
9. Ф. Рабле. Идейно-художественные особенности романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
10. Особенности комического в романе Рабле. М.М. Бахтин о «Гаргантюa и Пантагрюэле» Рабле.
11. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии Франции во второй половине ХVI в.: «Плеяда» Пьер Ронсар и Жоашен дю Белле. Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка».
12. Поздний Ренессанс во Франции. «Опыты» М. Монтеня.
13. Особенности английского Возрождения. Томас Мор «Утопия». Особенности жанра романа.
14. Расцвет драмы, театра в Англии. К. Марло как создатель английской ренессансной трагедии. «Трагическая история доктора Фауста».
15. Сонеты Шекспира. Особенности жанра и идейно-тематическое своеобразие.
16. Исторические хроники («Ричард III») и комедийное творчество У. Шекспира («Двенадцатая ночь»).
17. Своеобразие трагического у Шекспира («Гамлет», «Король Лир»).
18. Художественное своеобразие трагедии Шекспира «Макбет» и «Отелло».
19. Возрождение в Испании. Плутовской роман и его демократическая направленность («Ласарильо с Тормеса»).
20. «Дон Кихот» Сервантеса как реалистическое обобщение испанской социальной жизни на рубеже XVI - XVII вв. Жанровое своеобразие и идейно-тематические особенности.
Образец контрольной работы для текущего контроля:
Роль числовой символики в «Божественной комедии» Данте.
Тестовые задания по курсу
При выполнении тестовых заданий студент помещает номер правильного ответа / ответов рядом с номером тестового вопроса (пример: «7 – а», «10 – b, d»), либо вписывает пропущенное (требуемое) в задании слово или словосочетание.
Критерий оценки теста
(при тесте из 10 вопросов)
«отлично» – если студент правильно ответил на 9 - 10 вопросов;
«хорошо» – правильно ответил на 7 - 8 вопросов;
«удовлетворительно» – правильно ответил на 5 - 6 вопросов;
«неудовлетворительно» ‒ правильно ответил менее чем на 5 вопросов.
ТЕСТЫ
1. Родина европейского Возрождения:
a. Англия
b. Италия
c. Франция
d. Германия
e. Испания
2. Три проводника Данте в «Божественной комедии»:
a. Вергилий
b. Гораций
c. Франциск Ассизский
d. Беатриче
e. Бернард Клервоский
3. Сборник Франческо Петрарки «Канцоньере» включает:
a. 366 произведений
b. 288 - / -
c. 155 - / -
4. Из 4-х смыслов «Божественной комедии» Данте считал главным:
a. Буквальный
b. Аллегорический
c. Моральный
d. Анагогический
5. Родоначальник «narrenliteratur» («литературы о дураках/глупцах»):
a. Томас Мюнцер
b. Ульрих фон Гуттен
c. Эразм Роттердамский
d. Мишель Монтень
e. Себастьян Брант
6. В качестве руководства к действию Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» предлагает читателю выпить:
a. Книгу
b. Вино
c. Лекарство
7. Книгу «Опыты» написал:
a. Эразм Роттердамский
b. Мишель Монтень
c. Томас Мор
8. В широкий литературный обиход трубадуры ввели:
a. Рифму
b. Аллитерацию
c. Твердую строфику
9. Сборник сонетов У. Шекспира включает:
a. 154 сонета
b. 182 сонета
c. 233 сонета
10. Две части романа М. Сервантеса «Дон Кихот» вышли в:
a. 1585 / 1600 гг.
b. 1600 / 1610 гг.
c. 1605 / 1615 гг.
d. 1610 / 1620 гг.