Педагогический эксперимент




8. Личный опыт в большом объёме

9. Анализ советов олимпийских чемпионов

 

1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных по проблеме исследования.

На первом этапе осуществлялись предварительные исследования, которые включали изучение научно-методической литературы по избранной теме наблюдение за спортсменами а также личный опыт.

Были изучены и проанализированы работы ведущих специалистов по теории спорта, спортивной тренировки и спортивной физиологии. Изучены особенности соревновательных нагрузок в юношеском спорте, научно-методическая литература по структуре тренировочных занятий, физиологической характеристики состояний юных спортсменов, а также были подвергнуты анализу соревновательные упражнения.

Поиск литературных источников осуществлялся в библиотеках города Караганды, анализировались материалы журналов «Теория и методика физической культуры, сборники научных трудов, а также материалы из интернета и научные, научно-методические издания.

Этот метод использовался при анализе данных литературы анализе личных трудностей: данные обобщались по направлениям научных исследований и методических разработок. Анализу были подвергнуты работы, затрагивающие общетеоретические аспекты, специализированная литература, анализ личного опыта в сфере занятий велосипедным спотом.

В результате теоретического анализа и обобщения литературных данных, была выявлена суть работы, установлена её актуальность.

2. Педагогическое контрольное испытание (тестирование). Успешное управление учебно-тренировочным процессом возможно в том случае, если тренер будет располагать широкой и объективной информацией о спортсменах занимающихся велосипедным спортом, тренировочном процессе, физическим развитием, состоянием их здоровья и техникой их педалирования.

Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста по характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.

3. Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение проводилось в процессе тренировочных занятий, соревновательной деятельности и в ходе педагогического эксперимента.

В процессе наблюдений учитывались содержание соревновательных упражнений в системе подготовки юных велосипедистов на этапе углубленной специализации.

Результаты наблюдений регистрировались в специальных журналах, а также регистрировались показания частоты сердечных сокращений (ЧСС).

4. Метод сравнительного анализа применяется для более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью мы обстоятельно изучили литературные источники, затрагивающие вопросы физического развития и физической подготовленности юных спортсменов. Также с помощью данного метода стало возможным сравнение полученных при измерении и проведении тестирования результатов – основной задачи нашей работы.

5. Пульсометрия.

Многочисленные исследования [12, 20, 26, 35, 37, 40] показывают, что пульсометрия является информативным показателем срочного тренировочного эффекта.

Измерения производились до выполнения соревновательных или модельно-соревновательных и сразу после выполнения соревновательных или модельно-соревновательных упражнений.

6. Математическая обработка результатов.

Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью общепринятых методов [18, 37, 44, 47]. При этом ставилась задача объективно оценить степень надежности и достоверности количественных характеристик в полученных результатах исследования. В зависимости от характера данных и их анализа определялись следующие параметры:

- средняя арифметическая – х;

- среднее квадратическое отклонение – G;

- средняя ошибка средней арифметической – m;

- показатель достоверности – t;

- показатель вероятности достоверности – Р;

Достоверность различий между средними арифметическими величинами оценивалась по критерию Стьюдента [37, 44, 47].

7. Педагогический эксперимент.

Программа исследования состояла из двух этапов.

Первый этап с 1 октября по 1 ноября 2018 г. включил в себя предварительный эксперимент по выявлению динамики ведущих характеристик соревновательных нагрузок и разработки модели предсоревновательной подготовки юных велосипедистов. Педагогическое наблюдение проводилось в процессе тренировочных занятий, соревнований и в ходе педагогического эксперимента. На втором этапе эксперимента с 1 декабря 2018 г. по 1 февраля 2019 г. проводилось эффективность применения модельно-соревновательных упражнений в предсоревновательной подготовке юных велосипедистов. В исследовании участвовали юные велосипедисты в возрасте от 15 до 17 лет.

 

2.2 Организация исследования

 

 

Для проведения данного исследования мы ознакомились с литературными источниками, освещающими теоретические основы и проблемные вопросы, проанализировали и изучили вышеуказанные методы проведения исследований.

Мы выбрали наиболее оптимальный анализ показателей антропометрических данных и результатов тестирования юных велосипедистов, разбив их на две группы:

- контрольная группа;

- экспериментальная группа

В ходе проведения исследования мы выполнили сравнительный анализ выявленных результатов до и после эксперимента и определили особенности и закономерности физического развития и физической подготовленности юных велосипедистов контрольной и экспериментальной групп на этапе углубленной специализации.

На первом этапе осуществлялись предварительные исследования, которые включали изучение научно-методической литературы (по избранной теме).

Всего было проанализировано 61 источников.

Это позволило выявить проблему исследования, сформулировать гипотезу, цель и задачи работы, составить программу исследования.

На втором этапе проводилось изучение тренировочных и соревновательных нагрузок путем педагогических наблюдений и контроля за психофизиологическим состоянием юных акробатов.

Основной целью на третьем этапе исследования была разработка и экспериментальное обоснование эффективности применения модельно-соревновательных упражнений в предсоревновательной подготовке велосипедистов.

В исследовании участвовали юные спортсмены, занимающиеся велосипедним спортом спортивного интерната им Алии Молдагуловой г. Караганды.

Исследования проводились на тренировочных занятиях – контрольная группа: 5 юных велосипедистов, тренирующих по общепринятой программе и экспериментальная группа: 5 юных велосипедистов, тренирующих по нашей программе.

Перед проведением измерений было кратко и понятно рассказано испытуемым, что именно они должны сделать, их будущие действия.

В исследовании мы проводили измерение антропометрических и функциональных данных (рост стоя, вес, окружность грудной клетки, частота сердечных сокращений). Окружность грудной клетки измерялась при вдохе, паузе и выдохе. Частота сердечных сокращений измерялась до нагрузки и после нагрузки (испытуемые должны были выполнить 20 приседаний).

На основе педагогического наблюдения за юными велосипедистами, нами были выявлены наиболее информативные тесты для измерения уровня развития основных физических качеств. Все упражнения выбирались с учётом особенностей возрастного развития юных велосипедистов, тренирующих на этапе углубленной специализации.

1. Приседания со штангой на спине выполняется из исходного положения «стоя с выпрямленной спиной». Требования, предъявляемые к выполнению упражнения: приседания ниже параллели под пятки блины до касания ягодичной мышцей камбаловидной мышцы на максимальное количество раз.

2. Бег на 30 м. для выявления уровня развития быстроты. Бег выполняется с низкого старта. Старт дается одновременно для двух испытуемых. Результаты фиксируются двумя секундомерами и заносятся в протокол.

3. Для определения выносливости используется следующее упражнение. Бег в быстрой манере 2 километра в манеже. Требования: пульс после забега не должен быть меньше 180 уд/с Выполняется на наилучшее время прохождения всей дистанции забега.

4. Для определения гибкости у спортсменов мы использовали следующее упражнение: тестируемый спортсмен, стоя на скамейке, с прямыми ногами, выполняет наклон вперед, с максимальным прогибом спины. Измерениям подлежит чёткость выполнения без изменения прогиба в спине и расстояние от головы до колен.

5. Для измерения ловкости использовались тесты в виде прыжков на скакалке и стоя в танцовщице на велосипеде на ровной поверхности.

6. А для измерения быстроты реакции использовались старты с места, при этом тренер одной рукой держал спортсмена за седло, а в другой руке секундомер и давал а ногой ударял по блину длч возникновения звукового сигнала, и засекалось время с подачи сигнала до старта спортсмена.

Выбор именно этих тестов обусловлен ещё и тем, что они наиболее подходят для всех групп испытуемых детей и выявляют особенности их физической подготовленности путём несложных упражнений, и определения по типу направленности их мышечного состава(быстрые/медленные).

Определив тип мышц спортсменов мы составили для каждой группы более сложные тесты. Для спортсменов с медленными мышечными волокнами составили продвинутые тесты для тренировки и оценивания выносливости, когда для спортсменов с типом быстрых мышечных волокон создали тренировки для повышения скорости реакции и увеличения взрывной силы.

Во время проведения тестовых заданий и измерений, результаты заносились в протокол. Затем были составлены таблицы данных для расчета среднего арифметического значения в каждой группе по каждому показателю антропометрических данных и по каждому тесту.

Обобщение и анализ собранного материала, сравнение результатов по группам, позволил выяснить насколько существенно влияют модельно-соревновательные упражнения на динамику спортивного результата и показателей физического развития и физической подготовленностью занимающихся контрольной и экспериментальной групп.

Практика проведения тренировочных занятий позволила сделать выводы об эффективности включения в тренировочный процесс модельно-соревновательных упражнений, которые оказывают благоприятное влияние не только на соревновательный результат, но и положительно сказываются на развитии физических качеств в системе подготовки юных акробатов на этапе углубленной специализации.

 

 

2.3 Обсуждение результатов исследования

 

2.3.1 Характеристика соревновательных нагрузок в системе подготовки юных велосипедистов на этапе углубленной специализации.

 

Задачами этапа углубленной специализации являются:

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта велосипедный спорт;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов (см. таблица 5).

 

 

Таблица 5. Этапы спортивной подготовки в спортивной акробатике.

 

 

Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
юноши девушки
Этап начальной подготовки        
Тренировочный этап (этап углубленной специализации)        
Этап совершенствования спортивного мастерства Без ограничений      
Этап высшего спортивного мастерства Без ограничений      

 

Продолжительность спортивной подготовки по велоспорту составляет:

- на этапе начальной подготовки – 2 года;

- на тренировочном этапе (этап углубленной специализации) – 5 лет;

- на этапе совершенствования спортивного мастерства – 3 года;

- на этапе высшего спортивного мастерства – не ограничена.

На этап начальной подготовки зачисляются лица не моложе 11 лет, желающие заниматься велоспортом. Эти спортсмены не должны иметь медицинских противопоказаний для освоения программы, успешно сдать нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на данном этапе.

На тренировочный этап (этап углубленной специализации) зачисляются подростки не моложе 13 лет. Эти спортсмены должны успешно сдать нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на данном этапе.

Соотношение объемов тренировочного процесса по виду спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки представлены в таблице № 6.

 

 

Таблица № 6. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по велоспорту.

 

Разделы спортивной подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап углубленной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 35 - 40 34 – 37 26 - 27 15 - 23 15 - 12 10 - 12
Специальная физическая подготовка (%) 32 - 35 32 – 35 29 - 30 28 - 29 20 - 25 16 - 20
Техническая подготовка (%) 25 - 30 25 – 30 37 - 40 43 - 49 54 - 57 57 - 64
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 1 - 2 1 – 2 2 - 3 2 - 3 3 - 4 4 - 5
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%) 1 - 3 2 – 3 2 - 3 3 - 5 5 - 8 5 - 8

 

 

Соревнования – это важная составная часть спортивной подготовки спортсменов и они должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки.

Различают:

- контрольные соревнования, в которых выявляются возможности спортсмена, уровень его подготовленности, эффективность подготовки. С учетом их результатов разрабатывается программа последующей подготовки. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования, так и специально организованные контрольные соревнования.

-отборочные соревнования, по итогам которых комплектуются команды, отбираются участники главных соревнований. В зависимости от принципа комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать первое или одно из первых мест, выполнить контрольный норматив, позволяющий надеяться на успешное выступление в основных соревнованиях.

- основные соревнования, цель которых достижение победы или завоевание возможно более высоких мест на определенном этапе многолетней спортивной подготовки.

Планируемые (количественные) показатели соревновательной деятельности представлены в таблице № 7.

 

 

Таблица № 7. Планируемые показатели соревновательной деятельности по акробатике.

 

Виды спортивных соревнований Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Контрольные -          
Отборочные -          
Основные -          
Главные -          

 

Режим тренировочной работы основывается на необходимых максимальных объемах тренировочных нагрузок, в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика, постепенности их увеличения, оптимальных сроках достижения спортивного мастерства.

Нормативы максимального объема тренировочной работы представлены в таблице № 8.

 

Таблица 8. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки.

 

  Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Количество часов в неделю            
Количество тренировок в неделю 5-7 7-9 10-12      
Общее количество часов в год            
Общее количество тренировок в год            

 

К спортсменам, проходящим спортивную подготовку, предъявляются большие психофизические требования.

Психофизические состояния оказывают на деятельность спортсмена положительное и отрицательное влияние. Возникновение предсоревновательного возбуждения способствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогает мобилизовать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерное возбуждение перед соревнованиями может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип, навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление, ухудшающее спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессе необходимо, так как без него не будет реакции сверх восстановления, следовательно, и роста тренированности.

Каждый спортсмен испытывает перед соревнованием сложные эмоционально-волевые состояния, которые определяются перестройкой психологических и физиологических процессов в организме. Одни спортсмены испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах. Это повышает готовность организма к выполнению предстоящих спортивных действий. У других спортсменов возникает перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения – все это ухудшает готовность организма, снижает возможности спортсмена.

Состояния, возникающие у спортсмена, в спортивной деятельности представлены в таблице № 9.

 

Таблица № 9. Психофизические состояния спортсменов

 

Спортивная деятельность Состояние
1. В тренировочной тревожность, неуверенность
2. В предсоревновательной волнение, стартовая лихорадка, стартовая апатия
3. В соревновательной мобильность, мертвая точка, второе дыхание
4. В послесоревновательной фрустрация, воодушевление, радость

 

Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование могут быть осуществлены при помощи специальных приемов, которые сводятся к следующему:

- спортсмен не должен внешне выражать сильное волнение, неуверенность, наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бодрости и т.п.;

- применение в разминке специальных упражнений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению (в зависимости от особенностей эмоционального состояния), которые могут снизить излишнее возбуждение или снять состояние подавленности;

- произвольная регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений различных по глубине, интенсивности, частоте, ритму, продолжительности;

- применение специальных приемов массажа и самомассажа, оказывающих на спортсмена успокаивающее или возбуждающее воздействие; в одних случаях музыкальное сопровождение способствует бодрому, веселому настроению, повышает эмоциональный тонус, в других воздействует успокаивающе;

- воздействие при помощи слова; большую роль играет применение самоприказа, самоободрения, самопобуждения («я выиграю», «я добьюсь», «я должен» и т.д.).

В результате исследования было установлено влияние комплексного применения собственно-соревновательных и модельно-соревновательных упражнений на динамику спортивного результата и показателей специальной физической подготовленности юных спортсменов.

Выбранные тестовые показатели являются эффективными контрольными упражнениями, с помощью которых можно следить за уровнем физических качеств юных спортсменов.

Нами было учтено наличие или отсутствие заболеваний и функциональных нарушений. На основе измерения антропометрических данных мы выявили показатели и их группы, являющиеся ведущими в общей оценке физического развития юных спортсменов.

Мы обследовали 10 здоровых велосипедистов. При этом были определены антропометрические показатели с последующей оценкой физического развития.

На основе анализа полученных данных мы выявили ряд особенностей:

1. Средние арифметические роста всех двух групп обследуемых практически равны:

а) среднее арифметическое значение роста:

- контрольной группы составило 169 см.;

- экспериментальной группы составило 107,5 см.

б) весовые показатели соответственно:

- контрольная группа - составило 72,6 кг;

- экспериментальной группы –72,1 кг.

в) окружность грудной клетки:

- контрольная группа - составило 82,5 см;

- экспериментальной группы – 83,2 см.

Мы постарались отобрать в контрольную и экспериментальную групп юных велосипедистов одинаковых по спортивной квалификации и физической подготовленности. Поэтому в группах отсутствуют существенные различия по измеряемым показателям (см. таблица 10 и 11).

 

Таблица № 10. Антропометрические данные. Группа №1 (контрольная группа)

Ф.И.О.   РОСТ (см.)   ВЕС (кг.) ОГК Вдох ОГК, выдох ОГК, пауза   ЧСС до нагрузки ЧСС после нагрузки (20 присед)  
1. Р. Е.   168,5         77,5      
2. Б. С.   167,5       77,5          
3. Д. К.       74,5 86,5 72,5 74,5        
4. Р. Э.         83,5            
5. Х. А.       70,5 89,5   78,5        
X - ср. арифм.значен.         21,6 62,5 58,4 59,9   95,6 121,2  
G - ср.квадр.отклон. 3,0 1,93   4,51 3,0 3,0 10,73 20,6  
m - величина средней ошибки 1,35 0,87 2,02 1,35 1,35 4,81 9,24  
                         

 

Таблица № 11. Антропометрические данные. Группа №2 (экспериментальная группа)

    Ф.И.О. РОСТ (см.) ВЕС (кг.) ОГК Вдох ОГК выдох ОГК пауза ЧСС до нагрузки ЧСС после нагрузки (20 присед)
1. Б. С.       71,5 72,5    
2. В. А.     85,5 71,5 73,5    
3. Г. В.   70,5 89,5   78,5    
4. Г.М. 178,5   84,5   72,5    
5. К. Д.     82,5        
X - ср. арифм.значен.   120,5   22,1 63,2 60,6        
G - ср.квадр.отклон. 3,86 2,15 2,58 2,15 2,15 10,73 6,87
m - величина средней ошибки 1,73 0,96 1,15 0,96 0,96 4,81 3,08
                     

 

До начала эксперимента нами в контрольной и экспериментальной групп, было проведено одинаковое тестирование, в результате которого были выведены средние арифметические показатели по каждому из предложенных упражнений.

В итоге мы не можем увидеть существенных различий уровня физической подготовленности тестируемых групп (см. таблица 12 и 13).

 

Таблица № 12. Показатели физических качеств контрольной группы (группа № 1) до эксперимента.

 

Ф.И.О. тест на силу тест на быстроту тест на выносливость тест на гибкость тест на ловкость
1. Р. Е.   8,1   14,5 28,6
2. Б. С.   8,9     34,5
3. Д. К.   7,4   18,7  
4. Р. Э.   7,5   16,5 24,8
5. Х. А.   8,4     29,5
X - ср. арифм.значен. 13,6 8,06 36,6 16,54 30,68
G - ср.квадр.отклонен. 1,28 0,64 13,3 7,09 4,81
m - величина ср.ошибки 0,58 0,29 5,97 3,18 2,16

 

Таблица № 13. Показатели физических качеств экспериментальной группы (группа № 2) до эксперимента.

 

Ф.И.О. тест на силу тест на быстроту тест на выносливость тест на гибкость тест на ловкость
1. Б. С.   7,9   14,2  
2. В. А.   8,1   11,6  
3. Г. В.   8,8   14,2 25,8
4. Г.М.   7,8   15,9 35,8
5. К. Д.   8,7   18,6  
X -ср. арифм.значен. 13,4 8,26 32,8 14,9 27,72
G - ср.квадр.отклонение 5,75 3,55 11,15 6,39 6,78
M - величина ср.ошибки 2,58 1,59 5,0 2,87 3,04

 

Эффективность роста спортивного мастерства во многом зависит от рациональной структуры тренировочных нагрузок.

Одной из основных проблем методики многолетней тренировки от юного возраста до взрослых спортсменов является преемственность предельно допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок средств общей специализированной физической подготовки и специальной физической подготовки как в отдельных занятиях, так и в различных циклах тренировочного процесса.

Величина тренировочной нагрузки должна совпадать с адаптационными возможностями организма в каждый возрастной период. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, при чрезмерно сильных воздействиях может произойти преждевременное исчерпание адаптационных возможностей, и к возрасту наивысших достижений организм подойдет истощенным.

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства и методы, направленные на решение задач физической, технико - тактической, психической и специальной волевой подготовки. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивать повышение различных сторон специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники, тактики и т.д. Подбор упражнений, их количество определяют направленность занятия и его нагрузку. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена является величина нагрузки. Чем она выше, тем больше утомление спортсмена и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы. Продолжительность работы в состоянии явного утомления не должна быть настолько большой, чтобы оказывать отрицательное влияние на техническую подготовленность спортсмена и на его психическое состояние.

Тренировочные нагрузки должны прогрессивно нарастать на разных этапах спортивной деятельности, иначе они перестанут вызывать необходимые сдвиги. Это осуществляется посредством увеличения объема и интенсивности нагрузки, усложнения задания и т.д.

В спортивной тренировке очень важно периодически применять большие по объему и высокие по интенсивности тренировки. Только с помощью разумных и упорных тренировок каждый может достигнуть лучшего, на что способен. В то же время тяжелые нагрузки, если они соответствуют уровню подготовленности и адекватны состоянию организма спортсмена, должны преодолеваться им на положительном эмоциональном фоне.

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Функции соревнований в велосипедном спорте многообразны. Прежде всего, это демонстрация высоких спортивных результатов, завоевание побед, медалей, очков, создание яркого спортивного зрелища. Однако не менее важны соревнования как эффективная форма подготовки спортсмена и контроля за ее эффективностью, а также отбора спортсменов для участия в более крупных соревнованиях.

Роль и место соревнований существенно различаются в зависимости от этапа многолетней подготовки спортсменов (таблица № 7).

На первых ее этапах планируются только контрольные соревнования, которые проводятся редко и без специальной к ним подготовки. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью этапа спортивной подготовки, приобретение соревновательного опыта.

Требования к участию в спортивных соревнованиях спортсменов:

- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам;

- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам по велосипедному спорту;

- выполнение плана спортивной подготовки;

- прохождение предварительного соревновательного отбора;

- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Основная направленность специально-подготовительного этапа - непосредственное становление спортивной формы: здесь изменяется содержание различных сторон подготовки спортсменов, которые теперь направлены на развитие специальных физических способностей, освоение и совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде спорта, одновременно с этим возрастает роль специальной психологической подготовки.

Удельный вес специальной подготовки по сравнению с первым этапом подготовительного периода, естественно, возрастает. Изменяется также состав средств специальной подготовки. Помимо специально-подготовительных упражнений в тренировке спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения, правда, в ограниченном объеме.

Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достигает максимума к началу соревновательного периода. В то же время интенсивность нагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательного периода, но относительно невелика.

Мезоцикл тренировки можно определить, как серию микроциклов разного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или под этап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позволяет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсменов.

Средние циклы чаще всего состоят из 3-6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячной. Их структура и содержание зависят от многих факторов: этапа и периода годичного цикла, вида спорта, возраста и подготовленности спортсменов, режима тренировки и отдыха, внешних условий тренировки (климатических, географических и др.), около месячных биоритмов в жизнедеятельности организма (например, менструальных циклов) и т.д.

Различают следующие типы мезоциклов:

- втягивающий;

- базовый;

- контрольно-подготовительный;

- предсоревновательный;

- соревновательный;

- восстановительный и др.

Все эти типы мезоциклов могут иметь место и в тренировочном процессе спортсменов.

Насинтересуют предсоревновательные мезоциклы для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспечена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах.

Если соревнования являются не очень ответственными для спортсмена или команды и проводятся в обычных климатических и географических условиях, то непосредственная подготовка к ним обеспечивается в рамках соревновательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревновательных и восстановительных микроциклов. При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях, уже целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.

Предсоревновательный мезоцикл состоит из модельно-соревновательных, подводящих и собственно тренировочных микроциклов, которые могут сочетаться в различной последовательности и с разной частотой.

Соревновательные мезоциклы - это типичная форма построения тренировки в период основных соревнований. Количество и структура соревновательных мезоциклов определяют особенности существующего спортивного календаря, программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов. Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов.

Основная цель тренировки в этом периоде - сохранение спортивной формы и на основе этого - реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: