Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Рабочая программа разрабатывается для каждой дисциплины учебного плана всех реализуемых в школе образовательных программ. Допускается разработка одной рабочей программы по одной дисциплине для нескольких классов (групп) при условии совпадения количества часов в учебном плане и дидактических единиц в государственных образовательных стандартах по данным предметам. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись
Рабочие программы учебных предметов (курсов) должны быть едиными по структуре.
1. Структура программы
Программа учебного предмета (курса) включает следующие обязательные элементы:
· Титульный лист
· Пояснительная записка
· Требования к уровню подготовки учащихся
· Учебно-тематический план
· Содержание программы учебного курса
· Средства контроля
· Учебно-методические средства обучения
Титульный лист содержит (приложение 1):
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
- ФИО педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину;
- класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль);
- год составления программы
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
- название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом)
- изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Элемент структуры Рабочей программы «Требований к уровнюподготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу. При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:
- описываться через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
-описываться понятным для учащихся языком.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год)
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и т.д.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.
Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом.
Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники), наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.