для студентов дневной формы обучения, обучающихся по
специальности 030501(65) «Юриспруденция»
Краснодар
Автор-составитель:
В. В. Линько, кандидат исторических наук,
доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Северо-Кавказский филиал (г. Краснодар).
Рецензенты:
Л. В. Бутько, доктор юрид. наук, профессор
Зав. кафедрой государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета
О. А. Ковтун, канд. юрид. наук
доцент кафедры государственного права и управления Кубанского государственного университета
Автор программы В. В. Линько, кандидат исторических наук,
доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Северо-Кавказский филиал (г. Краснодар).
Рецензент Л. В. Бутько, доктор юрид. наук
Зав. кафедрой государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) Юриспруденция.
Одобрен кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 02.10.2006 г.)
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании учебно-методического совета Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО Российская академия правосудия» «______» ________________ 200_г.
© Северо-Кавказский филиал ГОУ ВПО
«Российская академия правосудия», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..….4
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………………8
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
очной формы обучения………………………………………………………………………10
ПРОГРАММА…………………………………………………………………………………13
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература………………………………………………………………….…….23
Дополнительная литература……………………………………………………………..…24
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………40
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………….…………41
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОФО…49
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ……………………………..……………112
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в стране социально-политические изменения порождают интерес к истории политико-правовой мысли. Это связано с интенсивным поиском решения задач, связанных с демократизацией общественной жизни, совершенствованием властно-управленческих отношений. Изучение истории политических и правовых учений позволяет отойти от устоявшихся стереотипов восприятия политико-правовой действительности, расширяет горизонты альтернативного видения политических проблем, позволяет проанализировать предшествующие политическую практику, опыт различных стран и народов. Ретроспективный анализ, глубокое знание зарубежной, отечественной традиции политического, правового мышления позволяет более уверенно ориентироваться в доктринальном поле современной российской политики.
В условиях осуществляемых в России радикальных преобразований изучение истории политических и правовых учений как одной из обязательных дисциплин в процессе подготовки специалистов юридического профиля и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры приобретает особо важное значение.
Предметом изучения истории политико-правовых учений является исторический процесс возникновения, развития и смены правовых идей и воззрений по мере происходящих изменений в политической системе, экономике, науке, технике и социальной сфере. Дисциплина раскрывает основные закономерности процесса развития познания природы, государства и права, принципы общественного и государственного устройства, формы взаимоотношений личности и власти и т.д.
Знания, которые можно приобрести, изучая этот предмет, необходимы для осмысления закономерностей и особенностей формирования политико-правовой теории, свободного ориентирования в ее проблемах, эффективного использования полученных навыков в целях исследования объективных законов в развитии международного и отечественного права и выработки творческого подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных управленческих решений.
Цели и задачи преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование, развитие и закрепление у студентов нового юридического мышления в условиях становления правового государства; общей и правовой культуры; высокого профессионализма; чувства законности и справедливости.
Цель курса - создать условия для познания закономерностей и особенностей формирования правовой теории, сформировать умения самостоятельно оценивать и сопоставлять наиболее важные доктрины, стили мышления, принципы познания прошлого и современности, научить использовать полученные навыки для творческого осмысления политико-правовых процессов и выработки критического подхода к реалиям сегодняшнего дня.
Реализация данной цели определяет необходимость решения ряда задач:
- проследить процесс эволюции различных парадигм политико - правового мировоззрения в различные периоды развития общества, выявить особенности российской интеллектуальной традиции;
- освоить научную методологию исследования истории политических, правовых учений;
- изучить влияние политических и правовых теорий на процессы государственно-правового строительства;
- проследить преемственность развития теоретического познания и природы государственно-правовых явлений;
- рассмотреть основные теории и школы политико-правовой мысли в тесном взаимодействии с персоналиями, так как только персонифицированный подход может дать наиболее полное представление о том или ином направлении в развитии истории науки;
- обеспечить единство и преемственность в изучении курса истории политических и правовых учений с другими научными дисциплинами, в частности, с теорией, историей государства и права, для формирования у студентов цельного правового мироощущения;
- обеспечить динамичность, разнообразие форм и методов, приемов, используемых в учебном процессе с учетом фактологического, категориального и методологического уровня знаний студентов, а так же их индивидуальных особенностей;
- направить преподавание истории правовых учений на выработку у студентов обширного понятийного, категориального аппарата, раскрывающего основное содержание курса;
- ориентировать студентов на постоянную самостоятельную поисковую работу, развивающую их навыки и умения, мышление, восприятие и память
Квалификационные требования, предъявляемые к студентам
В результате изучения дисциплины студенты должны
ЗНАТЬ: содержание учебной дисциплины в законах, категориях и принципах, отражающих политико-правовую практику. Обязательный минимум (базовый курс) включает следующие компоненты: критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.); достижения выдающихся отечественных и зарубежных юристов в области истории политико-правовых учений.
УМЕТЬ:
адекватно разбираться в закономерностях функционирования государства и права, общетеоретических идеях, концепциях, теориях, прогнозах, имеющих значение для понимания и совершенствования современной государственно-правовой практики.
2) сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины в контексте многовековой дискуссии по политико – правовым проблемам, выделять их аксиологический, прикладной компоненты, излагать разные точки зрения на субъекты политических и правовых отношений. В условиях идеологического плюрализма, соревнования идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.
3) грамотно пользоваться политическими, правовыми источниками информации, объективно оценивать информационное поле деятельности, правильно понимать любые политические и правовые явления в современном мире;
уметь использовать полученные знания для подтверждения своей точки зрения; уметь аргументировать свою позицию, поступки и действия в соответствующей обстановке.
ИМЕТЬ ОПЫТ применения полученных знаний для диагностики текущих политических, правовых событий и явлений в жизни стран, определения объективной стратегии и тактики действий.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Форма обучения очная |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
НИРС | |
Форма итогового контроля | Экзамен |
Тематический план