учреждение высшего образования 5 глава




Неправомерна точка зрения, гласящая, что «Просветитель» состоит лишь из цитат. Иосиф следует для традиционной для христианской литературы манере изложения. Из чужих кирпичей он возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его собственного творения.

«Ересью жидовствующих» Иосиф называл еретическое движение, возникшее в Новгороде в 70-х гг. XV в. Позже оно распространилось вплоть до знатных москвичей. Истоки восходили к «жидовину Схарию» из Литвы. Так впервые с момента принятия Русью христианства зародилось еретическое движение (утверждали единство Бога и отрицали Троицу; считали, что Христос (Мессия) еще не пришел; Иисус - человек; истина - это иудейская вера). Иосиф видел здесь угрозу православию и нравственным устоям русского общества. Однако о содержании ереси почти ничего не известно из других источников. В основном еретики отрицали институт монашества, многие обряды. Едва ли еретики на самом деле, а не по словам Иосифа, ратовали за иудаизм. Видимо у них были верования особого рода. Что же касается наименования «ересь жидовствующих», то Иосиф следовал утвердившейся еще в Византии в пер. пол. VШ в. традиции христианской литературы обозначать опасные для христианской религии явления как иудейские. В представлении Иосифа «ересь жидовствующих» была по своей социальной базе чисто русским явлением. Поэтому он и говорил, о ереси не «жидов», а именно «жидовствующих». Этнического значения термину «иудей» не придавалось. К очевидным идеям Иосиф относил «богомерзкого Алексея протопопа, Дениса попа и Федора Курицина». В свою очередь противники Иосифа обвиняли его самого в «жидовстве». Явным его противником был Вассиан Косой. Между собой боролись иосифляне и нестяжатели. А вот Нила Сорского не всегда можно назвать противником Иосифа. В оценке «ереси жидовствующих» они были едины. Где-то в 1504 г. Нил Сорский вместе с Нилом Полевым переписал «Просветителя» Иосифа Волоцкого. Позже он преподнес парадный список данного произведения в дар Иосифо-Волокаламскому монастырю.

Главным союзником церкви в борьбе с ересью Иосиф видит Ивана III. Убедив его в идеях иосифлян, начинает горячо проповедовать идею божественного происхождения верховной государственной власти. Подчеркивает божественный характер власти именно московского правителя; смешивает светские законы с христианскими установлениями. Еретиков же призывает казнить.

Автор теории, вошедшей в историю под названием «Москва - третий Рим», был иосифлянином. О нем, монахе или настоятеле Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Свою теорию он, в целом, сформулировал в письмах к великим князьям. «Вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя». И произошло это в осуществление древних пророчеств: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быта» (Сказания о наследовании той или иной страной религиозно-политического величия были известны еще в Византии).В доктрине Филолея нет призыва к захвату других стран. В то же время он резко осуждает свободу суждений, критикует научное познание мира; отрицает дохристианскую культуру.

Объединенному суверенному государству более не соответствовала такая форма власти, как раннефеодальная монархия. Интерес к политико-правовым изменениям прослеживается в работах Федора Карпова — публициста и дипломата конца XV — начала XVI в., близкого к Максиму Греку. Сумма его политических воззрений изложена в Послании митрополиту Даниилу. Оно написано приблизительно в 30-х гг. XVI столетия, когда уже наметилась тенденция формирования сословно-представительных учреждений в стране. Ф. Карпов одобряет подобные институты. Часто пишет о «царях и начальниках», «правителях и князьях». Со ссылками на Аристотеля доказывает, что «всякий город и всякое царство... управляться должно начальниками, поэтому странам и народам нужны цари и начальники». Соединение их Ф. Карпов дает в поэтическом образе согласного единства гусляра и гуслей.

Категории справедливости и права у Карпова совмещены. Законы разделены на три категории: естественные, божественные и положительные (государственные). Карпов не допускает возможности оправдания каких-либо противозаконных действий, даже если они обусловливаются такими этическими категориями, как терпение и прощение. Практически он солидарен с мыслью Макиавелли, что христианская религия в своем учении о терпении обессилила мир и «передала его в жертву мерзавцам. Когда люди ради рая предпочитают переносить всякие обиды, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще».

Широкое распространение в XVI в. получили полемические произведения Зиновия Отенското. Поводом для его работ стало распространение учения Феодосия Косого, которое Зиновий считал противозаконным и противогосударственным. По взглядам отенский старец принадлежал к феодалам; по вопросу о монастырском землевладении и его правовом режиме занял ортодоксально-иосифлянскую позицию. Подневольный люд вызывал у него презрение, их притязания на участие в политической жизни нелепы, поскольку эти люди по скудости ума подобны зверям и прозябают в глубоком ничтожестве, «в пиянстве и объядении и в нечистотах всегда», находясь «в тине злобесия страстей». Зиновия особо возмущают идеи обобществления или уравнения имуществ. Тем не менее, он пытается обнаружить причины «брожения» и называет реальные пороки современной действительности; критикует действия властей в политико-правовой и экономической сфере. Образ наилучшей системы правления Зиновий выводит из анализа тринитарного сюжета. Бог явился Аврааму в виде трех ангелов и показал этим достоинство «равночестия и вкупемыслия... два мужа были с третьим... сопрестольны и соповелительны», т.е. у Зиновия идет речь о сословно-представительной монархии: «старейшие мужи города», «синклиты», «честнейшие сановники», «воеводы и воины», «старейшины града», «начальство же некоея страны или граду».

Используя антитезу, предложенную еще Максимом Греком, Зиновий рассказывает о завоевании православной Византии «худым и малым языком» — турками, объясняя падение некогда «преславного греческого царства» тем, что греки, имевшие великое внешнее благочестие, «дел христианских не снабдеша, суда бо невзыскаша и праведного суда не судиша...». А «турцы... правду и суд творяху», хотя и «веру Христову ненавидяху и обидяху. Бог же правду любит больше всего». От неправедных судов, которые не противостоят злу, в государстве множится «насилие в татьбе и убийствах» и возникают всякие настроения.

Зиновий делит законы на божественные, обычные нормы (связанные с природно-климатическими условиями конкретной страны) и положительное законодательство (1-законы царские и 2 - законы градские)

Зиновий утверждал, что соблюдение законности («правды во всем») является обязанностью верховной власти и всех должностных лиц. Царь должен быть «праведен еси» и все разрешать по закону («правда все рассмотриши»). Зиновий дал анализ современной судебной системы, показав глубокое знание ее пороков. Он отмечал волокиту и взятки, при помощи которых покупались свидетели («послухи кулиги») и судьи («судью намздити»), произвол судебных чиновников. Главное требование Зиновия заключается в необходимости учинения скорого и правого суда. «Суд судить без лености», не переменяя день и «судив судное дело обговаривать не изволочив». Зиновий исключает применение «милости» к виноватому до суда. Если «обличенный» человек осознает свою вину («паче же аще покается»), тогда допустима «милость». Здесь четко разграничивается вопрос о «милости» виноватому от проблемы его изобличения и наказания. Зиновий выступал и против мировых сделок, которыми чиновники пытались «прикрыть» нерасследованные дела. Зиновий не только подмечал вопиющие язвы действительности, но и вносил предложения, предусматривающие их устранение.

Иван Пересветов, о его жизни известно немного. Скорее всего он происходил из русской дворянской семьи, состоял на военной службе. Сочинения Пересветов передал Ивану IV. Узнав, что сам царь еще не читал его записи, Пересветов в сент. 1549 г. лично подает Ивану Грозному челобитную. Судьба Пересветова неизвестна, но его сочинения сохранились в царском архиве. Это -«Повесть об основании и взятиии Царьграда», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о Константине», «Первое предсказание философов», челобитные Ивану IV. Объективно эти труды д.б. понравиться царю, т.к. обличали произвол властей, обосновывали необходимость сильной гос. власти, централизации административной и судебной систем. Свои мысли Пересветов излагает, основываясь не на Священном писании, а на историческом опыте Византии и Турецкой империи. Ключевыми категориями его политико-правовой теории выступают понятия «правда» и «вера». Важнейшее значение придается «вере», потеря которой равнозначно гибели государству. С потерей правды греками Пересветов связывал и падение Византии в 1453 г. Мол вельможи «богатели от слез и от крови роду человеческого, и праведный суд порушали, да неповинно осуждали по мздам». А правда - это «свет неизреченный», (повесть об основании и взятии Царьграда). Пересветов вкладывает в уста Турецкого властителя (Сказание о Магмет-салтане) уроки, которые должен извлечь из падения Византии русский царь. 1 - нельзя давать волю возможностям; 2 - «не мощно царю царства без грозы держати»; 3 - «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен, и речит так: однако семи холоп, иного мне имени не прибудет».

Итак, что же сделал турецкий властитель: 1 - «со всего царства все доходы себе в казну имати»; 2 - «никому ни в котором граде наместничества не дал велможам своим для того, чтобы не прелыцалися неправдою судити»; 3 - жалование вельможам из казны - какового кто достоин; 4 - «дал суд во все царство и велел присуд (судебную пошлину) имати к себе в казну для того, чтобы судьи не искушалися и неправды бы не судили»; 5 -назначил по городам своих судей из верных служилых людей и велел им «судите прямо». «Да по мало времени обыскал царь судей своих, как они судят, и на них довели пред царем злоимство, что они по посулом судят. И царь им вины в том не учинил, только их велел живых одрати. Да рек так: «естьли оне обростут опять телом, оно им вина отдатся». Да кожи их велел проделати, и велел бумагою набита, и в еудебнях велел железным гвоздием прибита, и написата велел на кожах их: «Без таковые грозы правды в царство не мочно ввести. Правда ввести царю в царство свое, ино любимаго не пощадити, нашедши виноватого. Как конь под царем без узды, так царство без грозы».

Словами молдавского воеводы Петра далее говорится (в др. соч.): «Хоть и не православный был царь, а устроил то, что угодно Богу». В «Сказании о книгах» (?) Пересветов писал, что после захвата турками Царьграда «глас с небеси» возвестил патриарху, что Бог наслал на его жителей иноплеменников - турок не навеки, а «любячи» - на поучение цареградцам. Подчеркивает Пересветов, что Магмет-салтан навел порядок в своем войске.

Все же взгляды Пересветова лежат в русле развития представлений о сословно-представительной монархии, особенно, когда он говорит о необходимости Совета (знать, военачальники, судьи, духовенство). Последнее могло явно не нравится Ивану Грозному. (повторение курса «История государства и права России»). Иван IV (1530-1584) не признавал ограничений своей власти: «... нашим государям никто ничего не указывает». «Теория православного христианского самодержавия». Высказывается мнение, что организованная как грандиозное театральное действо, опричнина была попыткой устроить своеобразный «Страшный суд» для злых людей. Иван Грозный представлял себя орудием Бога. Одновременно он вполне искренне осуждал кровавую «Варфоломеевскую ночь» во Франции.

Многое о политико-правовых взглядах Ивана IV можно узнать из его переписки с Андреем Михайловичем Курбским (1528—1583). Князь Курбский - выходец из старинного рода, ставший царским воеводой и боярином. Сегодня не многие историки разделяют точку зрения С. Ф. Платонова о данном князе, как «защитнике старобоярских порядков» и «феодального права отъезда». Посланный царем на войну с Ливонией в 1559 г. Курбский чувствуя растущую угрозу от Ивана IV, бежит в Литву (весна 1564). Он поступает на службу к Сигизмунду II (великому князю Литовскому) и принимает участие в войне с Россией. Три послания Курбского и два письма Ивана IV- многогранные источники их воззрений. Кроме того, потерявший Россию, и отвергнутый литовской знатью, Курбский получал утешения лишь в книгах. «История о великом князе Московском», многочисленные переводы христианских писателей, «История Флорентийского собора» (компиляция?). (Помимо страстного обличия царя и его опричнины, Курбский резко выступает против всякой ереси, cчитает, что это порождает у людей безжалостность и равнодушие к своему народу и Отечеству. Царская же власть должна осуществляться при содействии советников, причем постоянно действующем совещательном органе, Курбский ссылается на Священное писание, на царя Соломона: «Царь хорошими советниками крепок, но город крепкими башнями». Обличает князь и «злых советников» - (Вассиана Топоркова - настоятеля Песношского монастыря?). «Лукавейший иосифлянин» дал царю совет «не держать себе советников умнее себя». Курбский говорит о Совете всенародных человек - выборном сословно-представительном органе.

По вопросу о соотношении светской власти и церкви Курбский был близок к идеологии нестяжателей.

Разоблачает Курбский и суд. Особо он критикует практику заочного осуждения, когда человек лишен возможности лично предстать перед судом. «Закон Божий да глаголет: да не несет сын грехов отца своего, каждый во своем грехе умрет и по своей вине понесет казнь». Возражает Курбский против участившихся жестоких наказаний, особенно - смертной казни, которую допускает в исключительных случаях и только по отношению к нераскаявшимся преступникам....

Наиболее полное выражение политические идеи к. XVI - н. ХУЛ вв. получили во «Временнике» Ивана Тимофеева (Семенова), который В. О. Ключевский охарактеризовал как политический трактат, обнаруживающий в своем содержании исторические идеи и политические принципы целой эпохи. Выходец из небогатой дворянской или чиновной среды он всю свою жизнь был на государственной службе. В 1607 г. отправлен из Москвы в Новгород, где прослужил десять лет. В занятом шведами Новгороде Тимофеев и написал свое единственное произведение — «Временник». Цель - извлечение политических уроков из трагических событий Смутного времени. Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву представляется как наследственное восприемство престола. В иных случаях возможно волеизъявление «из всех городов собранного народного совета». Т.о. цари бывают законные и незаконные («захватчики и «самовенечники»). Тимофеев достаточно объективен. С одной стороны он выражает чувство удовлетворения, что первого «захватчика» — Б. Годунова Лжедмитрий «яко козел ногами збод и с престола долу сверг». Тимофеев высоко оценивает государственный ум Бориса и отмечает: «Он был силен в управлении царством»; сравнивая Годунова с другими царями, бывшими на Руси, подчеркивает: «... их разум лишь тень по сравнению с его (Бориса) разумом».

Тимофеев подчеркивает, что в его словах «не слава властолюбцу», а справедливая оценка способностей Бориса.

Наилучшая форма правления, по Тимофееву, сводится к сословно-представительной монархии. Отмечает необходимость «Вселюдского собора». Особо он разоблачает тираническое правление Ивана IV, которое по его мнению положило начало развитию порочного для страны самовластия. Тимофеев говорит, что насилие сковало народ, люди стали рабски послушными, «малодушными, на каждый час изменчивыми». Используя излюбленную в русской публицистике формулу о наказании народа и страны за их же грехи, Тимофеев главными из них считал именно «бессловесное молчание». «За какие грехи не бессловесного ли ради молчания наказана земля наша, славе которой многие славные завидовали?... Бог карает людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства». Тимофеев настаивает, что подданные обязаны протестовать против правления царя, охваченного «предельной яростью», в сердце которого «язва мести» (даже если это законный царь).

В книге Тимофеева встречаются понятия «естественный» и «уставной» (действующее с первых царей законодательство) законы. Подчеркивается необходимость в государстве «законного порядка». Особо отмечается миролюбивая внешняя политика Федора Иоанновича: «... при полном мира жительстве воины свои шлемы расковали на орала и мечи на серпы». Приветствует избрание на престол Михаила Романова. Поддерживает его миролюбивые помыслы.

Считается, что в политической теории Тимофеева учение о сословно-представительной монархии как форме правления русского государства достигло пика своего развития.

Таковы основные моменты в политико-правовых учениях Киевской Руси и Московского государства.


Тема 6.

Политико-правовые учения эпохи Возрождения, реформации и ранних антифеодальных революций.

План:

1. Политико-правовые учения в Западной Европе в XVI веке.

2. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифеодальных революций.

Литература.

- Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1980 г.

- Бобков М.С. Жизненный путь Жана Бодена // Вопросы истории. 1997 г. № 9.

- Ракитская М.С. Политическая мысль итальянского Возрождения. Л., 1984 г.

- Согрин В.В., Петрушев А.Н., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада ХVII -XX вв. М., 1995 г.

- Соколов В.В. Спиноза. М, 1977 г.

- У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения. 1689 - 1714 гг. М, 1995 г.

 

1. XVI век характеризуется большими политическими, экономическими, духовными изменениями. В ряде стран: Франция, Испания, Австрия, Англия... - складываются сильные дворянские монархии. Во многом общей становится культура Возрождения. Её основой был гуманизм - стремление ряда учёных и философов противопоставить церковно-схоластической учёности светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не бога, а человека, его отношения с другими людьми, стремления; использовали наблюдение, опыт; делали рационалистические выводы.

Важное значение приобрело и книгопечатание, изобретённое в середине XV века и повсеместно распространившееся в XVI веке.

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). 14 лет он исполнял обязанности секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. После восстановления власти дома Медичи был посажен в тюрьму (по обвинению в заговоре). С 1512 по 1520 гг. последовала ссылка, во время которой были написаны знаменитые «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Макиавелли принадлежат и многие другие политические, исторические сочинения, художественных произведений. («О военном искусстве», «История Флоренции»). Его труды положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Учение Макиавелли свободно от теологии, основано на учении древности и современности. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно последить, что было... Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».

«Природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди не довольны. Соответственно в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Любое государство Макиавелли представляет как некое отношение между правительством и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних. Впервые учёл мотивы специальной психологии, как важный факт политики.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Вслед за античными авторами отдавал предпочтение смешанной форме правления (из монархии, аристократии, демократии). Однако эту смешанную республику считал результатом согласования стремлений борющихся социальных групп.

Макиавелли стремился опровергнуть распространенное мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. «При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь». Мятежный народ можно уговорить словом - от тирана можно избавиться только железом.

Макиавелли призывал к уничтожению феодального дворянства. «Дворянами именуются те, кто праздно живёт на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самым вредным из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных».

Большое значение придавал Макиавелли законодательству и праву. Считал что закон, прежде всего, должен исполнять тот, кто его издал. Нерушимость законов, он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнёт жить жизнью спокойной и довольной». Но для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

По Макиавелли единственным ремеслом подобающим повелителю является война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Для упражнении в этом искусстве он должен заниматься охотой (чтобы знать свою страну и привыкать к лишениям походной жизни) и изучать историю. Государь также должен заботиться о том, чтобы народ если не любил его, то хотя бы не ненавидел. Иначе он сам ни за что не удержится у власти. Признавая роль религии в воспитании граждан и поднятии боевого духа в армии, Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: «Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии». Макиавелли считается одним из основоположников политологии.

Многие рекомендации, даваемые Макиавелли правителям, могут показаться данными совершенно безнравственным человеком. Но это не так, сам он писал что «Многие измыслили республики и княжества никогда не виданные и о которых на деле ничего не было известно. Но как велико расстояние от того как протекает жизнь в действительности, до того как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасение. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей чуждых добра»

Методами осуществления власти Макиавелли, помимо военной силы, считал хитрость, коварство, обман. «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может». «Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишённого престола». «Всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером». «Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо» Все эти рассуждения Макиавелли черпал из современной ему политической практики. Получилось так, республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, на деле создал практические пособия для диктаторов и тиранов. В частности, Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждение своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. Учёные считают, что произведения Макиавелли только выиграли бы, если не содержали поучения тиранам. (Далее по тексту хрестоматии стр. 89-101).

Политико-правовые идеи Реформации.

В XVI веке Европу охватило массовое движение против католической церкви (Реформация - преобразование, перестройка (лат.)) (повт. курс истории). Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского университета, доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.). Осенью 1517 г. он выступил с протестом против продажи индульгенций. В процессе дискуссий с католическим духовенством Лютер доказал, что спасение христианина не в церковных обрядах, а в глубокой вере в бога.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что человек живёт в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и в сфере «закона» (царство земное, государство). В сочинении «о светской власти» (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Но злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления -духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых).

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой не возможно существование человечества: «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдёшь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы». Но светская власть не диктует законы душам: «Всё, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться... Делом совести каждого является то, как он верит или не верит».

В 1524 г. началось восстание крестьян в южной и средней Германии. Одним из вождей стал Томас Мюнцер (~ 1490 - 1525 гг.). Идеи Реформации он развил весьма радикально, призвав к установлению народной власти.

В 1555 г. Аугсбургским религиозным миром завершилась война католиков и лютеран на территории Германии. Лютеранство стало равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера». (К терминологии: Протестантизм приняли ряд Германских княжеств и городов; скандинавские государства. В 1529 г. католики добились на 2-х Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест. Протестанты - приверженцы церквей и религиозных учений, созданных Реформацией).

Практически лютеранство стало предпосылкой для более радикальных религиозно-политических течений Реформации. Так Жанн Кальвин (1509 - 1564 гг.) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией (пресвитеры, проповедники, диаконы). По словам Макса Вебера, в кальвинизме наиболее чётко отражены положения протестантской этики, составившей «дух капитализма». Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения. Тем не менее, учение призывало к активной деятельности: ибо, если человек обречён на неудачу, то ему ничто не повредит сверх предопределённого; с другой стороны, никто не может точно узнать, «избран» он или нет. В XVI – ХVII вв. кальвинизм распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, североамериканских колониях.

В борьбе против протестантства развернулась Контрреформация. Тридентский собор (1545 - 1563 гг.) определил меры борьбы с Реформацией, во многом опираясь на учение Ф. Аквинского. Испанским дворянином Игнатием Лойолой было основано «Общество Иисуса», вскоре превратившегося в монашеский орден иезуитов. В 1540 г. в папской булле об утверждении Устава ордена он был назван «боевой отряд воинствующей церкви». Лойола говорил: «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно согласиться с этим!».) Слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использовались для политических интриг с целью восстановления влияния католицизма. «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства». Практической теорией иезуитов стал «макиавеллизм». Однако в 1559 г. произведения Макиавелли были осуждены римским папой и вскоре внесены в «Индекс запрещённых книг». Интриги иезуитов вызвали повсеместное негодование. Временами орден запрещался и Ватиканом.

Становление единой централизованной монархии во Франции во 2-ой половине XVI века было осложнено религиозными войнами между католиками и гугенотами (фр. Кальвинисты), в ходе которых усилились попытки крупных феодалов отстоять независимость от королевской власти.

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций феодальной аристократии. Они требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам. «Когда мы говорим о народе, то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». Восстания допустимы лишь под руководством должностных лиц аристократии. «Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства». Кроме монархов-протестантов (Гетман, Ланге, Без...) за ослабление королевской власти выступали и монархомахи - католики, в т.ч. иезуиты. Причём некоторые монархомахи порицали Макиавелли, приписывая ему защиту тирании. В целом, монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако ряд произведений вышел за эти рамки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: