Конспект занятия по психологии общения
Цели занятия:
1. Образовательные:
-Закрепить и систематизировать знания студентов по теме “Психология общения”.
-Закрепить навыки управления беседой через построение вопросов.
-Ориентировать студентов на использование приобретённых знаний и навыков эффективного общения в своей профессиональной деятельности.
2. Развивающие:
-Продолжить формирование представлений о процессе передачи информации.
-Продолжить формирование умений делового общения.
3. Воспитывающие:
-Способствовать формированию познавательной активности студентов.
-Способствовать формированию представлений о психическом, психологическом здоровье как жизненно важной ценности.
-Прививать умение работать в коллективе.
Средства обучения:
1. Литература:
Е. Мелибруда “Я – Ты – Мы” Москва “Прогресс” 2009 г.
Вопросы для проверки знаний по теме:
- Ответьте на предложенные вопросы:
1. Что такое общение?
2. Какие вы знаете средства общения?
3. Проанализируйте роль каждого из средств общения.
4. Охарактеризуйте коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения.
5. Дайте характеристику духовному общению.
6. В каких ситуациях складывается деловое общение?
7. Чем отличается примитивный стиль общения от формально-ролевого?
8. Охарактеризуйте светский стиль общения.
Итоговая тестовая контрольная работа
Комплект тестовых заданий:
1.Кому принадлежат слова: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире»:
А) Антуану де Сент –Экзюпери;
Б) Петру Чаадаеву;
В) Джону Рокфеллеру;
Г) Иоанну Вольфгангу Гёте.
2.Сопоставление себя с другим, при котором каждый из партнеров уподобляет себя другому, представляет собой:
А) общение как своеобразная речевая техника;
Б) общение как искусство любить людей;
В) общение как взаимодействие людей;
Г) общение как познание друг друга и самосовершенствование.
3.Сторона общения, которая означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания:
А) перцептивная;
Б) коммуникативная;
В) интерактивная;
Г) нейтральная.
4.Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
А) либеральный;
Б) индивидуальный;
В) демократический;
Г) авторитарный.
5.По содержанию общение может быть разделено на следующие виды:
А) материальное, моральное, мотивационное, светское, деятельностное;
Б) кондиционное, социальное, духовное, манипулятивное, материальное;
В) прямое, косвенное, деловое, мотивационное, деятельностное;
Г) материальное, мотивационное, кондиционное, когнитивное, деятельностное.
6.Какой из видов общения заключен в следующем кодексе: «Соблюдай интересы другого, не порицай другого, избегай возражений, будь доброжелательным и приветливым»:
А) личностное общение;
Б) светское общение;
В) примитивное общение;
Г) деловое общение.
7.По какому признаку общение классифицируется на «биологическое» и «социальное»:
А) по средствам общения;
Б) по целям общения;
В) по содержанию общения;
Г) по результатам общения.
8.На каком уровне осуществляется общение, в процессе которого один из партнеров подавляет другого:
А) на манипулятивном;
Б) на высшем;
В) на примитивном;
Г) на деловом
9.В ходе исследований Мехрабяна и Бердвистелла установлено, что в процессе общения лучше всего сообщение усваивается через:
А) текстовую форму общения;
Б) слова;
В) интонацию;
Г) мимику и жесты.
10.В каком функциональном значении М.Т. Цицерон рассматривал общение, говоря следующие слова: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний»:
А) как культуру речи;
Б) как взаимодействие людей;
В) как профессиональную деятельность;
Г) как развитие и самореализацию.
11.Умение и желание выражать свою точку зрения и готовность учитывать позиции других характеризуют:
А) открытую стратегию общения;
Б) ролевую стратегию общения;
В) диалогическую стратегию общения;
Г) личностную стратегию общения.
12. Слово «коммуникация» в переводе с латыни означает:
А) «частное, не разделяемое ни с кем»;
Б) «общее, разделямое со всеми»;
В) «целое, не делимое на части»;
Г) «особенное, не похожее на других».
13. Стилистический барьер общения возникает:
А) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
Б) из-за невнятной речи;
В) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;
Г) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору.
14.Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций - это:
А) стереотипы;
Б) предвзятые представления;
В) пренебрежение фактами;
Г) все выше перечисленное.
15.Установление сходства одного человека с другим – это:
А) рефлексия;
Б) эмпатия;
В) стереотипизация;
Г) идентификация.
16. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
А) рефлексия;
Б) эмпатия;
В) стереотипизация;
Г) идентификация.
17. Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению:
А) рефлексия;
Б) эмпатия;
В) стереотипизация;
Г) идентификация.
18. Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств, называется:
А) эффектом «ореола»;
б) эффектом «проецирования»;
в) эффектом «первичности»;
г) эффектом «последней информации».
19. Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потребность в признании:
А) игра;
Б) уход;
В) ритуальное взаимодействие;
Г) привязанность.
20. Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы:
А) суггестия;
Б) конформизм;
В) нонконформизм;
Г) самоопределение.
21. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:
А) малая группа;
Б) группа членства;
В) большая группа;
Г) референтная группа.
22. Употребление «золотых слов» относится к приему:
а) имя собственное;
б) зеркало отношений;
в) комплименты;
г) терпеливый слушатель.
23. Улыбка, демонстрация положительных эмоций вашему партнеру — черты приема:
а) комплименты;
б) зеркало отношений;
в) терпеливый слушатель;
г) имя собственное.
24. Что не следует делать, слушая собеседника:
а) не давайте непрошеных советов;
б) не притворяйтесь слушающим;
в) не тяните с ответом;
г) не делайте поспешных выводов.
25. Как надо слушать? Выберите неверный вариант:
а) старайтесь выразить понимание;
б) слушайте самого себя;
в) не уходите от ответственности за общение;
г) можете притвориться слушающим для вашей же пользы.
26. Какой психолог писал, что «звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия»?
а) В. Вундт;
б) Д. Карнеги;
в) 3. Фрейд;
г) А. Адлер.
27. Какой прием влияния на партнера запрещает грубо и резко перебивать собеседника?
а) прием «зеркало отношений»;
б) прием «терпеливый слушатель»;
в) прием «комплименты»;
г) прием «личная жизнь».
28. Кто выделил 6 основных принципов делового общения?
а) Д. Карнеги;
б) Д. Ягер;
в) В. Лабунская;
г) Ф. Кузин.
29. Кто сформулировал принципы и правила успешной организации времени?
а) И. Коддлер;
б) Д. Ягер;
в) В.Н. Лавриненко;
г) Л.Д. Столяренко.
30. Определите третью фазу деловой беседы:
а) опровержение доводов собеседника;
б) аргументирование;
в) передача информации;
г) принятие решения.
31. Выберите один из этапов фазы передачи информации;
а) «перехватывание» инициативы;
б) формирование предварительного мнения;
в) пробуждение интереса к беседе;
г) обсуждение проблем.
32. К какой фазе относятся требования: опыт, деликатность и внимание к собеседнику?
а) аргументации;
б) принятия решения и завершения беседы;
в) нейтрализации замечаний собеседников;
г) передачи информации.
33. При приеме подчиненных работник должен:
а) не проявлять откровенной симпатии и антипатии;
б) затрагивать темы политики, религии или расовой принадлежности;
в) избегать в беседах поддерживания злословия в адрес отсутствующих;
г) без причины отказываться от обсуждения пред-писанной темы.
34. Как называется процесс взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью и опытом, предполагающий достижение определенного результата?
а) деловые совещания и собрания;
б) публичные выступления;
в) деловые переговоры;
г) деловая беседа.
35. Оптимальными днями для переговоров являются:
а) вторник, среда, четверг;
б) понедельник, среда, пятница;
в) вторник, четверг, пятница;
г) понедельник, вторник, среда.
36. При каком методе ведения переговоров достигается согласие между партнерами?
а) вариационный метод;
б) метод сотрудничества;
в) компромиссный метод;
г) метод интеграции.
37. К какому типу совещаний относится использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности?
а) информативное собеседование;
б) совещание с целью принятия решения;
в) научное совещание;
г) творческое совещание.
38. Какие виды совещаний различают по сфере применения?
а) симпозиумы;
б) митинги;
в) съезды партий;
г) пленумы.
39. Определите виды совещаний по назначению:
а) технические;
б) финансовые;
в) творческие;
г) кадровые.
40. Найдите неверный этап подготовки к выступлению:
а) организация логической канвы;
б) поиск формы сообщения;
в) передача информации;
г) репетиция.
41. Что относится к установлению «сверхзадачи» (глав
ной мысли)?
а) поиск формы выступления;
б) подготовка выступления;
в) организация логической канвы;
г) воздействие на эмоции.
42. Какие правила нужно соблюдать при общении с переводчиком?
а) говорить быстро и напористо;
б) сопровождать речь идиоматическими оборотами;
в) использовать профессиональную лексику;
г) произносить не более одного-двух предложений подряд.
43. Чем направляются поведение и действие субъектов конфликта?
а) конфликтующими сторонами;
б) конфликтным сознанием;
в) предметом противоборства;
г) объектом конфликта.
44. Субъектом конфликта может выступать:
а) конфликтное действие;
б) предмет противоборства;
в) индивид, группа, класс, социальный институт и т.п.;
г) источник конфликта.
45. Если нарушено установление обратной связи с руководством, то это:
а) межличностный конфликт;
б) конфликт власти и безвластия;
в) конфликт между личностью и группой;
г) конфликт коммуникации.
46. В ситуации, когда один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы, причина конфликта может заключаться в:
а) различных целях;
б) взаимосвязи задач;
в) неудовлетворительной коммуникации;
г) неравномерном распределении ресурсов.
47. Причина конфликта «неудовлетворительные коммуникации» заключается:
а) в плохой передаче информации;.
б) в том, что цели какого-либо подразделения ставятся выше целей всей организации;
в) в неравномерном распределении ресурсов;
г) в различии поведения, характера, жизненного опыта конфликтующих сторон.
48. Причина какого конфликта заключается в рассмотрении только тех взглядов, альтернатив, аспектов ситуации, которые благоприятны лишь для какой- либо личности или группы?
а) различия в манере поведения и жизненном опыте;
б) различия в представлениях и ценностях;
в) неудовлетворительные коммуникации;
г) различия в целях.
49. Что является толчком для реализации конфликта?
а) инцидент;
б) напряженность;
в) ссора;
г) недовольство.
50. Чем характеризуется недовольство как стадия конфликта?
а) несходством во мнениях и взглядах оппонентов;
б) действиями, направленными на препятствие действиям оппонента;
в) ощущением и высказыванием неудовлетворенности;
г) осознанием случившегося инцидента.
51. Конфликт разрешится и отношения между субъектами перейдут на новый уровень, если путь его разрешения будет:
а) конструктивным;
б) деструктивным;
в) конструктивно-деструктивным;
г) нет правильного варианта.
52. Применение какого из нижеперечисленных правил неприемлемо для удачного разрешения конфликта?
а) обязательно выяснить, что разъединяет оппонентов;
б) противникам необходимо признавать мнение друг друга;
в) демонстрировать понимание роли другого;
г) игнорировать любые попытки оппонента обсудить конфликт.
53. Как называется метод урегулирования конфликта, заключающийся в четком определении ожидаемых результатов работы?
а) координационные и интеграционные механизмы;
б) общеорганизационные комплексные цели;
в) разъяснение требований к работе;
г) структура и системы вознаграждений.
54. Принятие точки зрения другой стороны, но не до конца, а до определенной степени, — это:
а) компромисс;
б) сглаживание;
в) уклонение;
г) решение проблемы.
Домашнее задание: Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология общения»
1..Барьеры в деловом общении. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.
2. Влияние семьи на становление личности.
3. Деловое общение: спор.
4. Лидер в организации.
5. Личность и коллектив.
6. Проблемы профессиональной этики.
7. Психологические проблемы молодой семьи.