ОК № 5 Классификация словосочетаний
По характеру главного слова
Словосочетание – единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, например: родной дом, дорожить другом, очень интересный.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: дом (какой?) родной, дорожить (кем?) другом, интересный (как?) очень.
Смысловая связь | Примеры |
Предмет и его признак | какой? × Голубойэкран |
Действие и предмет | кчему? × Стремиться к знаниям |
Признак и его степень | как? × По-домашнему уютный |
Грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога, например:
Грамматическая связь | Примеры |
При помощи окончаний | какое? × Красн ое яблок о |
При помощи окончания и предлога | где? × Участвовать в соревновани и |
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).
Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Академическая классификация словосочетаний по составу – более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.
Классификация словосочетаний
По степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
Синтаксически свободные
Примеры: высокий дом, идти в школу.
несвободные (неделимые) словосочетания. Они так называются потому, что в предложении выполняют роль одного члена предложения: несколько минут, трое суток, стакан чая, три товарища, край неба, отец с сыном и т.д.
! Собственные наименования – также неделимые словосочетания: Великая Отечественная война, Республика Казахстан и т.д.
К синтаксически (или фразеологически) несвободным словосочетаниям, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена также относятся фразеологизмы, имена собственные и распространённые географические и другие названия:
Примеры: Чёрное море, анютины глазки, бить челом.
! Словосочетания «прилагательное + существительное» и «существительное + существительное» могут быть синонимичными, например: плавательный (какой?) бассейн – бассейн (какой?) для плавания, библиотечная (какая?) книга – книга (какая?) из библиотеки.
Запомните
Словосочетаниями не являются:
1) подлежащее и сказуемое, так как оба члена главные (учитель объясняет);
2) однородные члены, так как они равноправны, зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос (объясняет и спрашивает);
3) самостоятельная часть речи со служебной (обо мне, на стене, именно я, только дети, не хочу);
4) сложные и составные морфологические формы слов:
ü глаголы в форме будущего сложного времени (будем думать) и повелительного наклонения (пускай выучит);
ü прилагательные и наречия в составной форме сравнительной или превосходной степени (более похож, выше всех, самый верный); |
ü сочетания глаголов в одной и той же форме, выполняющих функцию сказуемого (посижу подумаю).
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
Глагольные
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.
Именные
Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.
Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Пример: два карандаша, второй из претендентов.
Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Пример: кто-то из учеников, нечто новое.
Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
ВИДЫСЛОВОСОЧЕТАНИЙ по характеру главного слова |
ГЛАГОЛЬНЫЕ | ИМЕННЫЕ | НАРЕЧНЫЕ |
Ü Ü Ü
Главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также особыми формами глагола – причастием и деепричастием | Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением | Главное слово - наречие |
Ü Ü Ü
что? × выполнить задание откуда? × выбежать из дома что? × предложить выучить как? × работать добросовестно от чего? × потемневший от загара как? × улыбаясь смущённо что? × выбрать профессию | чей? × кабинет директора какой? × учебник с иллюстрациями чего? × делегат съезда где? × пятый справа какой? × искусственный спутник как? × очень полезный скольких? × двух учеников от чего? × белый от снега с кем? × я с тобой какое? × что-нибудь интересное | в какой мере? × совершенно секретно в какой степени? × весьма важно от чего? × вдали от дороги |
Способы связи слов в словосочетании
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами |
Ü Ü Ü
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ |
Ü Ü Ü
Способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное | Способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определённом падеже | Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу |
Настойчиво учиться, жить дружно, очень волноваться, разговаривал улыбаясь. |
Стройная берёза – зависимое слово стройнаястоит в тех же формах (ед. ч., жен. р., им. п.) |
Посеять пшеницу (в.п.), рожь (в.п.), овёс(в.п.); освоение космоса(р.п.), целины(р.п.). |
Ü Ü
!При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: И.п. – глубокое море Д.п. – глубокому морю Т.п. – глубоким морем | !При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется, например: Стал рабочим (Т.п.) Стану рабочим (Т.п.) Став рабочим (Т.п.) |
Ü Ü
!В косвенных падежах (кроме сходного с именительным винительного падежа) количественное числительное согласуется с существительным, например: нет четырёх карандашей, с пятью тетрадями, о шести книгах. | !Количественные числительные (кроме один) в именительном (и сходным с ним винительном) падеже управляют существительными, например: четыре карандаша, пять тетрадей, десять рублей. |
Запомните
• Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно:
1) найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн;
2) задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3) зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для, чего?) для плавания.
• Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление всловосочетание со связью согласование, нужно:
1) найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо;
2) зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой? чей?: гнездо (чье? какое?) глухариное.
· Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, нужно:
1) найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать;
2) зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) со вниманием.
Синтаксический разбор
Словосочетания
План разбора
1. Главное и зависимое слова.
2. Вид словосочетания по характеру главного слова.
3. Способ синтаксической связи слов в словосочетании.
Образец разбора
Мокрый снег долго падал с крыш хлопьями.
Устный разбор | Письменный разбор | |
В словосочетании мокрый снег главное слово снег выражено существительным. Снег (какой?) мокрый - зависимое слово выражено именем прилагательным. Словосочетание именное. Способ синтаксической связи – согласование. В словосочетании падал с крыш – главное слово падал выражено глаголом. Падал (откуда?) с крыш – зависимое слово выражено именем существительным с предлогом с. Словосочетание – глагольное. Способ синтаксической связи – управление. В словосочетании падал хлопьями – главное слово падал выражено глаголом. Падал (как? чем?) хлопьями. Зависимое слово выражено существительным. Словосочетание – глагольное. Способ синтаксической связи – управление. В словосочетании долго падал – главное слово падал выражено глаголом. Падал (как?) долго. Зависимое слово выражено наречием. Словосочетание – глагольное. Способ синтаксической связи – примыкание. | какой? × Мокрый снег ' ( (прилаг.) (сущ.) откуда? × падал скрыш ' ( (глаг) (сущ.) как? × падал хлопьями (глаг) (сущ.) как? × долго падал ' ( (нареч.) (глаг.) |