Кондратенко А.П.,
директор Государственного учреждения
Луганской Народной Республики
«Луганское учебно-воспитательное
объединение «Восток»
Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль. Образовательная среда требуют систематизации и контроля действий. Новые возможности построения трудовых и административных отношений, регламентированные Трудовым кодексом ЛНР и законом ЛНР «Об образовании», обязывают работодателя (руководителя) и коллектив (педагогический и ученический) разграничить полномочия, определить порядок действий во избежание нарушений конституционных норм, норм трудового законодательства, законодательства об образовании и иных прав и свобод граждан. Помочь разрешить возникающие проблемы могут локальные акты образовательного учреждения.
Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления организации (в нашем случае – образовательного учреждения) в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством Луганской Народной Республики и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации.
Локальным актом высшей юридической силы в образовательной организации следует признать ее Устав - это утвержденный в установленном порядке юридический документ, включающий свод положений и правил, касающихся правового статуса, организационной формы, структуры и устройства организации, видов деятельности, порядка отношений с юридическими и физическими лицами и государственными органами, а также определяющих права и обязанности как участников учебно-воспитательного процесса, так и самого юридического лица.
В Уставе нашего объединения отражаются основания учреждения организации, ее цели и задачи, описывается организационная структура, органы управления, оговариваются форма собственности, порядок осуществления производственно-хозяйственной деятельности, а также правила реорганизации и ликвидации.
Устав - это учредительный документ, на основании которого действует юридическое лицо.
29 января 2019 года согласно распоряжению Совета Министров ЛНР № 48р/19 наше учреждение было переименовано в Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское учебно-воспитательное объединение «Восток». В связи с этим в новой редакции был издан, согласован и утвержден государственными органами Устав ГУ ЛНР «ЛУВО «ВОСТОК». 29 октября 2020 года и 07 июня 2021 года были внесены изменения в Устав нашего учреждения, регламентирующие права и обязанности всех участников образовательного процесса в рамках работы объединения.
Еще одним правовым актом, регулирующим производственные, социально – экономические, трудовые отношения, и на основании которого согласовываются интересы трудового коллектива, является коллективный договор между работодателем и трудовым коллективом.
Коллективный договор устанавливает рабочее время, время отдыха, обеспечение занятости работника, социально-трудовые льготы, гарантии и компенсации, соблюдение условий охраны труда и гарантии деятельности профсоюзной организации. Коллективный договор разрабатывается на основании Трудового кодекса Луганской Народной Республики и утверждается общим собранием трудового коллектива учреждения. От работодателя коллективный договор подписывается директором учреждения, от работников - председателем профсоюзного комитета. Изменения и дополнения к трудовому договору принимаются на общих собраниях трудового коллектива и вносятся с соблюдением всех юридических процедур.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и другие вопросы, определенные сторонами коллективного договора. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (а оно как раз объективно разное в различных типах и видах образовательных учреждений) могут также устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Таким образом, можно констатировать, что устав и коллективный договор являются системообразующими правовыми актами в сфере договорного регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне, на основе и вокруг которых должна формироваться вся локально-нормативная база по социально-трудовым вопросам в образовательном учреждении. Добавим, что именно в коллективном договоре в соответствии с ТК ЛНР определяется перечень и порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в образовательном учреждении (с учетом мнения представительного органа работников (профкома), по согласованию с профсоюзным комитетом работников или с предварительного согласия профсоюзного комитета работников.
Теперь давайте обозначим другие документы и локальные акты образовательной организации, необходимые для осуществления ее деятельности.
Лицензия (лат. licentia— свобода, право) — разрешение, выданное государственными органами физическим и юридическим лицам на осуществление определенного вида деятельности. В данном случае, лицензирование – это инструмент обеспечения контроля со стороны государства за осуществлением учреждением образовательной деятельности. Государство задаёт критерии и требования, которым должны в обязательном порядке соответствовать учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Кроме того, государство осуществляет постоянный надзор за соблюдением владельцами лицензий законов и правил.
В случае существенных изменений руководитель должен переоформить лицензию. Так, наше учреждение в марте 2020 года претерпело реогранизацию путем слияния образовательных учреждений. На момент слияния учебно-воспитательная деятельность осуществлялась по лицензиям двух учреждений: ГУ ЛНР «ЛУВО «ВОСТОК» и ГУ ЛНР «ЛУВОСОШ № 47-МУПК». Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 30 августа 2021 года № 633-од была переоформлена лицензия на оказание образовательных услуг с учетом того факта, что к этому моменту уже были учреждены филиалы ГУ ЛНР «ЛУВО «ВОСТОК».
В соответствии с распоряжением Совета Министров ЛНР (от 11 июня 2019 года № 473-р/19) и приказом по учреждению от 05 октября 2020 г. № 02-09/48 были учреждены: филиал «Средняя общеобразовательная школа» ГУ ЛНР «ЛУВО «ВОСТОК» и филиал «Межшкольный учебно-производственный комбинат» ГУ ЛНР «ЛУВО «ВОСТОК», а также утверждены положения о «филиалах». Положением о «филиале» регламентируется работа структурного подразделения на основании Устава учреждения, коллективного договора и других нормативных актов объединения.
Кроме перечисленных выше основных нормативных актов, в нашем учреждении издаются локальные акты, регулирующие образовательный процесс и трудовые отношения.
1. Приказ — локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач. В делопроизводстве выделяются приказы по административно-хозяйственной деятельности, приказы по основной деятельности, приказы по личному составу. К примеру, приказом директора утверждаются:
*режим, график работы школы
*расписание уроков и звонков
*расписание внеурочной деятельности
*график дежурства учителей по школе
*список педагогов, подлежащих аттестации на соответствие занимаемой должности
* и т.д.
2. Решение — локальный акт, принимаемый коллегиальными органами образовательного учреждения в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Это решения педагогического совета, методического совета, методического объединения, аттестационной комиссии, родительского комитета, профсоюзного комитета и т.д. Решения подписываются председателем и секретарем коллегиального органа.
3. Положение — локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения или основные правила (порядок, процедуру) реализации своих правомочий. К примеру, в нашем учреждении приняты такие Положения, как: «О родительском комитете школы», «О волонтёрских отрядах», «О классном часе», «О школе молодого специалиста», «О наставничестве и молодых специалистах», «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ГУ ЛНР «ЛУВО «ВОСТОК», Положения об отделах декоративно-прикладного, художественного и социально-педагогического направлений дополнительного образования, «О методическом совете», «О методических объединениях учителей», «О ведении журналов» и т.д.
4. Инструкция — локальный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения каких-либо действий; совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности. Инструкция содержит императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания. К примеру, должностные инструкции, инструкции по охране труда и т.д.
Исходя из вышесказанного, становится ясным, что при помощи основных локальных актов устанавливается уникальный правовой режим организации для осуществления образовательной и иной сопутствующей деятельности в пределах отдельно взятого учреждения. Этот режим позволяет сформировать комплекс взаимосвязанных организационно-правовых, специально-юридических, экономических и социально-культурных условий, обеспечивающих ее функционирование.