Описательное исследование не выявляет причинных связей, описывая полученные социологические данные и социологическую статистику.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, использующий все формы социологического и междисциплинарного анализа и прогнозирования социальных процессов и явлений.
Точечное исследование
Точечное исследование (еще его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Примером точечного исследования служит монографическое исследование.
Монографическое исследование в узком смысле – обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории, преследует целью не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, определение организационной структуры конкретного предприятия. Монографическое исследование в широком смысле – любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Его задача – детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. Результаты монографического исследования используются при разработке программ крупномасштабных эмпирических исследований
Сплошное и выборочное исследования
Выборочное исследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.
К сплошным исследованиям, охватывающим все единицы генеральной совокупности, относятся переписи населения.
Повторные исследования
Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят:
♦ лонгитюдное исследование – длительное изучение одной совокупности лиц;
♦ когортное исследование – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель – анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения.
♦ трендовое исследование - исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример – переписи населения;
♦ панельное исследование – исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель – анализ динамики событий.
Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель – совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам – возраст, образование, профессия – она напоминает базовую, но это не одни и те же люди. Панельное исследование (рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных).
Мониторинг
Мониторинг – вид лангитюдного исследования, можно определить, как постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. По мнению А.В. Толстых, социологический мониторинг – это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным учреждениям в реализации социальных программ. И.В. Бестужев-Лада считает мониторинг средством обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования.
Мониторинг следует проводить при как минимум двух следующих условиях: 1) отслеживаемое явление или процесс изменяется во времени (застывшие объекты лучше изучать другими приемами); 2) явление приобрело социальное (массовое) либо угрожающее значение (иначе на него не выделят денег).
Полевое исследование
В социологии полевым исследованием называется фаза основного исследования, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размножения методических документов.
Подготовка поля в социологии предполагает проведение следующих работ:
обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаба полевого исследования (помещение, оргтехника, режим работы, дежурство, оперативная связь с интервьюерами и другими исполнителями во время полевых работ, обеспечение сохранности и закрытости собираемых эмпирических данных);
подготовка комплектов методического инструментария для исполнителей (инструкций, заданий, списков адресов);
отбор и обучение исполнителей (интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков);
устранение эффекта интервьюера и профилактику его негативных последствий; контроль качества работы интервьюеров и других исполнителей (текущий оперативный контроль во время сбора данных, контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа);
оперативный контроль и ремонт выборки в процессе полевых работ.