Тема урока: Судьба Мастера и Маргариты. Трагизм любви героев романа.




25.03.2020

 

Вопрос Ответ
Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита? Женское имя Маргарита является довольно распространённым. Оно образовано от позднелатинского имени Margarita, которое в свою очередь произошло от древнегреческого слова «маргаритес» и приобретает значение «жемчужина», «жемчуг». Лично у меня имя Маргарита ассоциируется с цветком «Маргариткой», т. к. этот цветок нежный хрупкий, как и сама героиня.
Когда мы впервые в романе узнаём о Маргарите? Мастер рассказывает, как увидел Маргариту, в тринадцатой главе. Впервые же она сама появляется во второй части романа, в девятнадцатой главе, которая так и называется – «Маргарита». В этой главе главная героиня видит во сне Мастера и просыпается с предчувствием, что что-то должно произойти.
Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера? По-видимому, не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Ее слова: “Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее.
Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её предыстории? До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала. Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла. До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.
В какой момент жизни мы застаём Маргариту? Мы застаем героиню в тот момент, когда она несчастна. Маргарита живёт с не любимым человеком, мучаясь от жизни.
Расскажите о мастере и Маргарите. Как они жили до встречи? До встречи с Маргаритой Мастер был служащим в музее. У него была небольшая комнатушка, которую он потом назвал «проклятой дырой». Также у него была жена, но он даже в последствие не помнил ее имени, только то, что у нее было полосатое платье. После того как он выиграл деньги в лотерею, он бросил все и снял у застройщика комнатку в подвальном помещении, накупил книг и стал писать роман. И в один из весенних дней, выйдя на прогулку, он встретил Маргариту, несущую в руках желтые цветы. До встречи с Мастером Маргарита была в браке с обеспеченным и известным инженером. Еще окружала роскошь и богатство. Но для героине такая жизнь была настоящем заточением. До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой, она искала любовь и духовное развитие.
Перечитаем фрагмент первой встречи Мастера и Маргариты. Какая деталь выделяется в этом фрагменте? Что означает упомянутый цвет? Что он символизирует? «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет». Маргарита держала в руке желтую мимозу. Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.
Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера? В фрагменте романа нам не дается подробное описание внешности Маргариты, мы видим лишь то, что Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»
Что рассказывает автор о героине в гл. 19? «Что нужно было этой женщине»? Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно - с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны». У нее было все, и, несмотря на это, она была очень несчастна. «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине? Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда мимозами?
Почему Маргарита была несчастной? У нее же есть любящий муж! Маргариту окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала. Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла.
Кто послужил прототипом Маргариты? Каждая из трёх жен писателя Булгакова считала именно себя прототипом Маргариты. Думаю, что в некоторой степени каждая из них была права. Каждая из них оказала на личность писателя то или иное влияние. Но больше всех это влияние исходило от его третьей жёны Елены Сергеевны. У обоих было по второму браку. Когда между ними вспыхнул страстный роман, Елена Сергеевна ушла к Булгакову, пожертвовав обеспеченной жизнью ради любви. Она жила и страдала с больным Булгаковым последние годы жизни писателя. Внешне она тоже выглядела, как Маргарита.
Как изменилась жизнь Маргариты с появлением в ней мастера? Чем она занималась? Когда Маргарита встретила мастера, ее жизнь наполнилась смыслом и любовью, ее душа снова ожила. Героиня приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак, перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора, одиночество кончилось.
Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову? Возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева. Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое. Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам. И возлюбленная –это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева – углубляются и конкретизируются.
Как складывались их взаимоотношения? Их дружба перерастала в любовь, герои дополняли друг друга, они были счастливы вместе.
Почему они были нужны друг другу? Без друг друга они не могут существовать, потому что они любят, живут ради своих половинок.
Почему исчез мастер? Мастер исчез из-за того, что его роман не взяли в издательство. Герой сошел с ума, сжег роман, закрылся в себе, у него наступила депрессия.
Что случилось с Маргаритой, когда мастер исчез? Маргарита снова впала в состояние полного отчаяния и депрессии, она хранила обожженные листы, оставшиеся от романа, постоянно перечитывая их. В итоге ради любимого она продала душу дьяволу и стала ведьмой.
Докажите, что Маргарита стала мастеру верной, надежной подругой. Маргарита с их первой встречи изменилась духовно. Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак, перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Героиня вдохновляла автора. После исчезновения Мастера, она продала душу Воланду, чтобы спасти любимого и быть вместе.
На что идет Маргарита ради спасения Мастера? Маргарита соглашается пойти на бал, проходящий у Сатаны, в роле королевы, чтобы спасти Мастера.
Каково место эпизода «Погром в квартире Латунского» в идейном замысле автора? (Просмотрите эпизод из фильма). В этой главе Маргарита мстит за Мастера критику Латунскому. Здесь показывается Маргарита с совершенно другой стороны: из тихой и страдающей по любимому женщины она превратилась в ведьму, ощутившую всю власть и силу. Очень ярко представляется то, как женщина крушит мебель, устраивает потоп и разбивает окна «Дома Драмлина».
С какой целью вводится данный эпизод в роман? Это эпизод включен для того, чтобы показать на какие жертвы может пойти Маргарита, спасая своего Мастера.
Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождаются эти действия? Грохот, рев труб, шум.
Как раскрывается в этом эпизоде характер героини? Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини; но, когда Маргарита, крушащая дом, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика, она прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму.
Какова роль эпизода «На балу у Воланда» в развитии сюжета? При описании бала у сатаны – Булгаков учитывал и традицию русского символизма. Так, бал Воланда назван «весенним балом полнолуния, или балом ста королей», а Маргарита выступает на нем в качестве королевы. У Булгакова Маргарита принимает гостей бала, стоя на одном колене. Гости – мужчины во фраках, и нагие женщины в шляпах с перьями целуют ее в руку и колено, и Маргарита вынуждена всем улыбаться. Во время церемонии она находится на возвышающейся над залом мраморной лестнице. В описании роскошного бассейна на балу у Воланда тоже отразилось булгаковское впечатление от посещения американского посольства. На балу Маргарита видит, что вода в одном из бассейнов рубинового цвета, черпают ее серебряными черпаками, а струю в бассейн выбрасывает гигантский черный фонтан в виде Нептуна.
Как Маргарита попадает на бал? Ради Мастера Маргарита готова на самопожертвование. Она заключила сделку с дьяволом ради Мастера, чтобы узнать, жив он или нет. Маргарита соглашается заложить душу Воланду, превращается в ведьму и становится королевой на балу у сатаны.
Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала? Воланд выбирает Маргариту королевой бала, потому что хозяйка бала у сатаны должна обязательно носить имя Маргариты и соответствовать другим требованиям: «...хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во‑первых, а во‑вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы, как изволите видеть, путешествуем и в данное время находимся в Москве. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и, верите ли, – тут Коровьев с отчаянием хлопнул себя по ляжке, – ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба...»
Какова пространственно-временная организация текста? «Древние» главы показывают, что добро для одного человека могло бы обернуться злом для остальных. В московской части изображена обратная ситуация. А между этими мирами — вечность — единственное место, где Мастер и Маргарита обрели покой, где две тысячи лун страдал пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать атмосферу бала? Выпишите примеры из текста. Гротеск: Николай Иванович, сосед Маргариты, превращается в борова; превращение лжеязычного Варенухи в вампира; служащие Управления Зрелищ, загнанные начальством в хоровой кружок против воли, надрывают глотки «Священным Байкалом». Афоризмы Иешуа Га-Ноцри. Правду говорить легко и приятно…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость.
Как она ведёт себя на балу? Какова её задача? Маргарита трижды появляется на бале: первый раз, чтобы поприветствовать гостей; второй, чтобы они не «почувствовали себя брошенными»; и в третий – при выходе Воланда. Очень часто бал показывается ее глазами: «улетая, Маргарита видела…», «Маргарита попробовала оглядеться…», «Маргарита перестала видеть то, что происходит в швейцарской…».
Каково её самочувствие? Какие страдания ей пришлось перенести? Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой. Ее омывают кровью, розовым маслом и одевают в туфельки из лепестков роз. На шею одевают тяжелый медальон с изображением пуделя: «Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться».
Почему она не напомнила Воланду о его обещании? Она была предупреждена о том, что Воланд исполнит только одно её желание. Так как она дала надежду Фриде на прощение, то о Мастере просить она не посмела. Испытав её и произнеся знаменитую фразу: «Никогда ничего не просите! Никогда и ничего в особенности у тех, кто сильнее вас! Сами предложат и сами всё дадут!» – Воланд предлагает ей исполнить её желание.
Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы? То как она вела себя во время бала.Воланд не ошибся в выборе. Маргарита достойна короны. Героиня дала надежду Фриде, зная, что у нее всего 1 желание.
Как ведёт себя Маргарита во время великого бала у Сатаны? Что приходится ей вытерпеть и пережить? Работа королевы оказалась нелегкой, но героиня с честью выдерживает все испытания, так как от этого зависит судьба Мастера. А ведь ради любви, как уже понятно, она способна на все
Любовь — жертва, любовь — взаимопонимание, любовь — страсть. Какую любовь изображает автор? Понятие любви у Булгакова гораздо шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины, Мастера и Маргариты. Автор считает, что любовь – это обязательно уважение друг к другу, милосердие, поддержка, забота. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная – это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда.
Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины? Да, так как Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической, всеобъемлющей и вдохновенной любви, которую автор назвал вечной. Она стала прекрасным образом женщины, которая любит. И чем более непривлекательным, скучным, кривым предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее молнией. Маргарита, самоотверженно любя, преодолевает хаос жизни. Она сама творит свою судьбу, борется за Мастера, побеждая собственные слабости. Посещая легкий бал полнолуния, Маргарита спасает Мастера. Под раскаты очищающей грозы их любовь переходит в вечность
Каково ваше отношение к Маргарите? Заслужила ли она покой вместе с мастером? Почему? Я горжусь Маргаритой. Маргарита заслужила покой, так как она очень много в жизни настрадалась, поэтому она заслужила свое счастье.
Справедлив ли Булгаков, называя отношения мастера и Маргариты «настоящей, верной, вечной любовью»? Автор справедлив к героям, так как они очень похожи судьбами и каждый по-своему достоин счастья и любви.
Почему Булгаков отказал мастеру в свете, а дал покой? Маргарита в романе выглядит более решительной, смелой и целеустремленной женщиной, чем ее возлюбленный. Она не только муза Мастера. Она готова побороться и за него самого. Душевное благородство Маргариты проявляется на майском балу Воланда. Она не просит ничего для себя. Все свое сердце она целиком кладет на алтарь любви. Образ Мастера, отказавшегося от своего романа и уже готового отречься от Маргариты, Булгаков противопоставляет своей главной героине. Вот она, да, она удостоилась бы света. Но она жаждет войти в него только рука об руку с Мастером.
Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь —.это...». Писатель показывает своим читателям, что любовь земная – это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда.
Какие определения любви Мастера и Маргариты подбирает сам автор? Они представлены в 19 главе. Я погибаю из-за любви! – И … Маргарита глянула на солнце. Ах, право, дьяволу бы заложил душу…
В чём особенность и исключительность любви мастера и Маргариты? Подберите те слова, которые будут определять концепцию любви по Булгакову. Последнее слова Маргариты Азаззело, что она согласна «идти к черту на куличики». Это расхожее выражение становится пророческим. Дальнейший путь Маргариты – к черту, а затем в «вечный дом», который так детально и подробно привиделся ей во сне.
Каков смысл финала романа? Булгаков, может быть, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в противовес торжественному финалу «Божественной комедии». Писатель XX века отказывается утверждать что-либо, наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном. В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился художественный вкус автора. На первый взгляд финал романа трагичен. Мастер, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает. Маргарита умирает, так как не может жить без любимого человека, которого она любит за доброе сердце, талант, ум, страдания. Иешуа умирает, так как людям не нужна его проповедь о добре и правде. Но Воланд в конце романа вдруг говорит: «Всё будет правильно, на этом построен мир»— и каждый герой получает по своей вере. Мастер мечтал о покое и получает его. Маргарита мечтала о том, чтобы всегда быть с Мастером, и остаётся с ним даже в загробной жизни. Понтий Пилат подписал смертный приговор невиновному человеку и мучается за это бессмертием и бессонницей почти две тысячи лет. Но, в конце концов, исполняется и его самое заветное желание — встретиться и говорить с бродячим философом. Берлиоз, который не верил ни во что и жил в соответствии с этим убеждением, уходит в небытие, превратившись в золотой кубок Воланда. Так что же: мир устроен справедливо и поэтому можно со спокойной уверенностью жить дальше? Булгаков опять не даёт определённого ответа, и читатель сам может выбрать ответ для себя.
Какой мотив связан с образом Маргариты в романе? Объясните, почему? С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера. Она говорит: «Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не ограничивается милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, преодолением соблазнов и слабостей, раскрывается как сильная и гордая, совестливая и честная. Именно такой Маргарита предстает на балу. «Она интуитивно с сразу схватывает истину, как способен на это лишь нравственный и разумный человек с легкой душой, не отягощенный грехами. Если она по христианским догмам и грешница, то такая, которую язык не поворачивается осудить, ибо любовь ее на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина». С любовью и творчеством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: