7.1. Принципы подхода государства к деятельности международных компаний на его территории
7.2. Государственное регулирование деятельности международных компании
1. Государство строит свои отношения с иностранными компаниями через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых полномочными учреждениями и организациями с целью стабилизации и приспособления деятельности иностранных компаний на пользу национальному хозяйству принимающего государства.
2. К наиболее распространенным средствам государственного регулирования инвестиционной деятельности международных компаний относятся: ограничение доли иностранного инвестора в акционерном капитале национальных фирм, определение максимальной доли при распределении прибыли в СП и АО, условия выдачи лицензий и патентов, запреты на допуск иностранных компаний в отдельные отрасли экономики.
3. Целями организации зарубежных филиалов международных компаний в принимающих странах являются: 1) расширение рынков сбыта; 2) увеличение объемов экспорта; 3) обеспечение сырьевыми материалами; 4) приобретение уникальных технологий; 5) повышение эффективности функционирования.
4. Государство принимающей страны обычно стремится, чтобы иностранные фирмы содействовали сохранению внутренней и внешней безопасности принимающей страны, созданию предпосылок для получения местным населением оптимального реального дохода и обеспечения повышения уровня занятости, сохранению здоровья населения и охраны окружающей среды, повышению уровня науки и техники.
5. Мероприятия принимающего государства по привлечению международных компаний в свою экономику можно классифицировать на следующие группы: процедурные предприятия, налоговые льготы; субсидии и займы на льготных условиях; торговые льготы; содействие предпринимательской деятельности иностранных фирм.
6. Правовое регулирование деятельности иностранных фирм в принимающих странах осуществляется двумя способами: национально-правовым (использование норм и институтов национальной системы права) и международно-правовым (межгосударственных соглашений на двусторонней и многосторонней основе).
7. Компании, осуществляющие зарубежное предпринимательство, включая вывоз капитала, для получения помощи от своих государств д. выполнить три основных условия: 1) их зарубежные филиалы должны приносить прибыль; 2) они должны содействовать экономическому развитию принимающих стран; 3) зарубежное предпринимательство международных компаний не должно наносить ущерба экономике страны расположения головной компании – производству, уровню занятости и т.д.
Глава 8. Влияние международной экономической интеграции (МЭИ) на развитие зарубежного предпринимательства
8.1. Расширение возможностей ТНК путем МЭИ государств
8.2. Возможности международных компаний в условиях Европейского союза
1. Важным импульсом практического осуществления международной экономической интеграции государств становится стремление к укреплению связей на уровне компаний из разных стран, оформляемое межгосударственными соглашениями. К концу XX столетия в мире насчитывалось около 30 интеграционных группировок, охватывавших свыше 100 государств.
2. МЭИ отвечает интересам национальных и международных предпринимательских структур, так как способствует:
· расширению географических рамок деятельности предприятий;
· устранению пограничных барьеров на пути международного обмена товарами, услугами, капиталом и рабочей силой;
· реализации преимуществ эффекта масштаба;
· открытие для предприятий всех стран – членов интеграционной группировки национальных рынков государственных заказов;
· рост международного обмена нововведениями и технологиями;
· сокращение рисков неопределенности в связи с согласованной политикой государств – членов интеграционной группировки;
· создание возможностей для развития международных прямых хозяйственных связей, кооперирования и других форм партнерства;
· сокращение издержек производства и сбыта за счет унификации стандартов, упрощения процедур налогообложения.
3. Основные показатели динамики процесса интеграции:
· доля в процентах от суммарного ВНП, приходящаяся на межстрановой товарообмен;
· доля в процентах межстранового товарооборота стран – участниц интеграционной группировки от их общего суммарного товарооборота;
· объем ПИИ по сравнению с ПИИ стран – участниц группировки в другие страны мира;
· сравнение количества объединений компаний внутри интеграционной группировки с количеством слияний и образований совместных предприятий с фирмами других стран мира.
4. МЭИ расширяет стратегические возможности международных компаний в направлениях перехода от экспорта к прямым иностранным инвестициям, повышения эффективности ПИИ в связи с наличием «4 свобод», расширением возможностей для объединения компаний стран – участниц интеграционной группировки.