Урок № 5
Тема: Истоки родной культуры
Цель: формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества, воспитание желания внести вклад в развитие культуры своей Родины
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- технология оценки образовательных достижений.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение понятия «нравственность», «этика»;
расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация; видеофильм
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой
- Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Узнаем, какими нравственными качествами должен обладать человек культуры. Узнаем об истоках родной культуры. Слово «культура» в настоящее время многозначно. В настоящее время оформилось около 1,5 тысяч определений термина культура. И это не удивительно, ведь культурой является всё, созданное человеком, весь человеческий мир.
Актуализация опорных знаний
Слова учителя:
- Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, произведения искусства и многое другое.
- Что значит «духовные ценности»?
Предлагает прочитать поговорку: «Не хлебом единым жив человек»
– Как вы понимаете эти слова?
– Слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага.
- Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?
Духовно богатый человек добр и красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
Современная российская культура своими корнями уходит в глубокое прошлое.
Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры.
Важно знать и понимать события прошлого и ценности нашей культуры. Потому что, в них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору.
А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Тема: «Истоки родной культуры». Запишите её в тетрадь.