(с примерами разных возрастных групп)
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения, смекалки, творчества. Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно- следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Выращивая растения на грядке, в уголке природы, дети с интересом наблюдают весь цикл развития, наглядно убеждаются в зависимости роста растения от создания необходимых для этого условий. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно- логического мышления.
Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности как:
1).Сюжетно-ролевая игра;
2).Дидактические игры;
3).Самообслуживание;
4).Ручной труд;
5).Хозяйственно-бытовой труд;
6).Труд в природе.
Я младшая группа
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
2. Подчеркивать значимость результатов их труда.
3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.
4. Приобщать детей к самообслуживанию
Я младшая группа
Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Старшая группа
1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).
4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
7. Учить доводить начатое дело до конца.
8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
Подготовительная группа
1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
4. Формировать потребность трудиться.
5. Воспитывать любовь к труду.
6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.