План лекции
1 Общая характеристика речного транспорта.
2 Преимущества речного транспорта.
3 Недостатки речного транспорта.
4 Область применения.
5 Характеристика водных путей.
6 Подвижной состав водного транспорта.
7 Перспективы развития речного транспорта.
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) – транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как естественным (реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища).
Преимущества речного транспорта:
1. Использование естественных водных путей.
2. Низкая себестоимость перевозок
3. Высокая провозная способность глубоководных путей.
4. Большая грузоподъемность судов и составов
5. Удельные затраты энергии значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов.
6. Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, в 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте.
7. Универсален по роду перевозимых грузов
8. Меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.
Недостатки речного транспорта являются:
1. Низкая скорость судов и доставки грузов
2. Перевозки носят сезонный характер.
3. Зависимость от погодных условий
4. Иногда перевозки ограничены временем суток
5. В межнавигационный период простаивают суда и порты, возникают трудности у работников речного транспорта.
6. Извилистость рек удлиняет путь следования и увеличивает срок доставки грузов.
7. Несовпадение направления течения рек и основных массовых грузопотоков
8. Замкнутость речных бассейнов ограничивает обслуживаемую территорию.
9. Ступенчатость глубин ограничивает применение судов большой грузоподъемности или приводит к дополнительным перевалкам при применении большегрузных судов.
10. Загрязнение рек.
Область применения речного транспорта
1. Перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния.
2. Доставка крупных негабаритных грузов.
3. Перевозки в районы, где нет других видов транспорта.
4. Международные перевозки экспортно-импортных грузов.
5.Смешанные перевозки в судах класса «река-море».
6. Рыболовство.
7. Пассажирские перевозки
8. Туристические, экскурсионные поездки.
Водный путь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ, каналов
Водные пути характеризуются:
1) питанием (грунтовое, снеготаяние, ледниковое);
2) извилистостью речных путей;
3) направленностью течения. Средняя скорость течения рек 5 км/ч;
4) мощностью течения;
5) замкнутостью бассейнов;
6) периодом навигации;
7) пропускной способностью.
Рисунок 1 – Классификация внутренних водных путей
Каналы – устраиваются открытыми и шлюзовыми. Открытые (свободные) каналы соединяют реки одного уровня.
Шлюзы предназначены для - перехода судов с одного уровня воды на другой, в частности для пропуска судов через плотины. Шлюзы бывают: однокамерные, когда разность вод не превышает 20 м; многокамерные применяют, когда разница вод больше 20 м.
Фарватер (от голл. varen – двигаться и water – вода) – – это полоса водного пути, гарантирующая безопасное двустороннее движение судов
Направление и границу судового хода обозначают навигационными знаками, к которым относятся:
– Створные знаки
–Знаки и огни на пролетах мостов
Водные пути характеризуются пропускной способностью – ____________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |||||||
Перспективы развития речного транспорта:
1. Строительство судов смешанного плавания «река-море»
2. Развитие судостроительных заводов и строительство новых
3. Модернизация действующего флота и преобразование его на класс судов «река-море».
4. Реконструкция устьевых речных портов.
5. Улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах.
6. Модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств в портах.
7. Создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков.
8. Строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа.
9. Создание в речных портах, обслуживающих международные транспортные коридоры и работающих с внешнеторговыми грузами, контейнерных терминалов и логистических центров.
10. Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой.
11. Создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам.
12. Развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации.
Домашнее задание
1. Выучить материал по теме «Назначение речного транспорта. Характеристика сети и гидротехнических сооружений речного транспорта» по составленному опорному конспекту лекций.
2. Самостоятельно рассмотреть вопрос и выписать из книги «Технические характеристики судов» автор Смородинцева Е.Е. Единая транспортная система: курс лекций – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013, с.65-67, составить схему классификации речных портов, с.69-76
3. Индивидуальное творческое задание: подготовить реферат или разработать презентацию по теме «История развития речного транспорта».
4.Подготовится к практической работе.