(1) В лесу мимо ольхи можно пройти и не заметить ее. (2) Ольха – невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. (3) Но это только на первый взгляд. (4) У ольхи много интересных особенностей. (5) Кора у ольхи всегда гладкая, а листья остаются зелеными даже поздней осенью. (6) Зелеными они так и падают на землю. (7) Около ольхи вы всегда найдете заросли мелиссы и крапивы, особенно любящих азот. (8) Опавшие с ольхи листья богаты азотом. (9) Корни у ольхи располагаются на глубине, и на них часто вырастают главные побеги. (10) Так деревья ольхи закрепляют склоны берегов и оврагов.
20. (1 балл) Какой заголовок передает содержание данного текста?
А) Чем интересна ольха. Б) Невысокое дерево в лесу.
В) Полезная ольха. Г) Особенное дерево.
21. (1 балл) Определите тип речи текста.
А) повествование с элементами описания Б) описание
В) рассуждение Г) описание с элементами рассуждения.
22. (1 балл) Какая характеристика не свойственна данному тексту?
А) Текст рассчитан на широкий круг читателей.
Б) Научная информация в тексте упрощена.
В) Лексика текста может быть понятна только специалисту в области ботаники.
Г) в тексте мало терминов.
23. (1 балл) Какое средство использовано для связи предложений 2 и 3?
А) лексический повтор Б) местоимение
В) союз Г) однокоренные слова
24. (1 балл) Укажите, в каком значении употреблено слово главные в предложении 9:
А) крупные по сравнению с другими Б) расположенные в середине
В) старшие по положению Г) основные для размножения
25. (1 балл) В каком предложении есть причастный оборот, который находится перед определяемым словом?
А) 7 Б) 8 В) 9 Г) 10
Дополнительная часть
26. (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и укажите, на месте каких цифр должны быть знаки препинания.
Я посмотрел на клѐн(1) и увидел(2) как осторожно(3) и медленно отделился от ветки красный лист(4) вздрогнул(5) остановился на одно мгновение в воздухе(6) и косо начал падать(7) к моим ногам(8) чуть шелестя(9) и качаясь.
А) 1,2,4,5,6 Б) 2,4,5 В) 2,4, 5,8 Г) 2,4 5,8,9
27. (4 балла) Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Цифрой 1 обозначьте слитное написание, цифрой 2 - раздельное.
А) (В)след летели телеграммы, потому (что) времени совсем (не) было.
Б) Ребята побежали (на)встречу ему так (же)быстро, как и он сам.
В) (Не)смотря на занятость, я помогал другу.
Г) День, наполненный событиями, пролетает быстро, за(то)потом, в воспоминаниях, он кажется огромным.
28. (4 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.
А) человеческий - человечный; Б) орудие – оружие.
29. (5 баллов) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
В Мещорском крае нет никаких особенных красот и б…гатств кроме л…сов лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обл…дает большой прит…гательной силой. Он очень скромен — так (же), как картины Левитана. Но в нем как и в этих картинах заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разн..образие русской природы. Что можно увид…ть в Мещорском крае? Цв…тущие или скоше...ые луга с…сновые боры поемные и лесные озера ст…га пахнущие сухим и теплым сеном. В Мещорском крае можно увид…ть сосновые боры… И в…ршины сосен гнутся вслед прол…тающим обл…кам. В Мещорском крае можно увид…ть лесные озера с темной в..дой обширные болота п..крытые ольхой и осиной од….нокие, обугленные от старости избы лесников, пески, мо…евельник, кос…ки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
30. (3 балла) Определите, в каком из приведѐнных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
А) В Мещорском крае заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
Б) Мещорский край богат лесами и лугами.
В) В Мещорском крае можно увидеть озера, болота, избы лесников, косяки журавлей и звезды.
31. (3 балла) Прочитайте следующее предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите правильное объяснение.
Дорог и памятен для каждого человека тот день (…) когда осуществляются его заветные стремления.
А) запятая нужна, т. к. это сложное предложение с разными видами союзной связи;
Б) запятая нужна, т. к. это сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным;
В) запятая не нужна, т. к. это простое предложение;
Г) запятая нужна, т. к. это сложносочиненное предложение.
БЛАНК ОТВЕТА
Экзаменационная работа
По учебной дисциплине «Русский язык»
студента группы ____________
_____________________________________
Вариант № 1
Обязательная часть
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
1. | 10. | 19. | |||
2. | 11. | 20. | |||
3. | 12. | 21. | |||
4. | 13. | 22. | |||
5. | 14. | 23. | |||
6. | 15. | 24. | |||
7. | 16. | 25. | |||
8. | 17. | ||||
9. | 18. | ||||
ВСЕГО за обязательную часть: | |||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |||||
26. | |||||
27. | А) Б) В) Г) | ||||
28. | А) человеческий – Человечный – Б) орудие – Оружие - | ||||
29. | В Мещорском крае нет никаких особенных красот и б…гатств кроме л…сов лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обл…дает большой прит…гательной силой. Он очень скромен — так (же), как картины Левитана. Но в нем как и в этих картинах заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разн..образие русской природы. Что можно увид…ть в Мещорском крае? Цв…тущие или скоше...ые луга с…сновые боры поемные и лесные озера ст…га пахнущие сухим и теплым сеном. В Мещорском крае можно увид…ть сосновые боры… И в…ршины сосен гнутся вслед прол…тающим обл…кам. В Мещорском крае можно увид…ть лесные озера с темной в..дой обширные болота п..крытые ольхой и осиной од….нокие, обугленные от старости избы лесников, пески, мо…евельник, кос…ки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. | ||||
30. | А) Б) В) Г) | ||||
31. | |||||
ОРФ. | |||||
ПУНКТ. | |||||
КОЛ-ВО БАЛЛОВ | |||||
Всего за дополнительную часть: | |||||
ИТОГО БАЛЛОВ: | |||||
ОЦЕНКА: |
Вариант №2.
Обязательная часть
1. (1 балл) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) средствА Б) позвОнит В) нефтепровОд Г) красивЕе
2. (1 балл) Определите, в каком слове все согласные звуки являются глухими.
А) тапки Б) станица В) кашевар Г) вкусно
3. (1 балл) Определите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении:
А) потерянный взгляд Б) сорванный цветок
В) натянутые отношения Г) подавленное состояние
4. (1 балл) Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
А) волк в овечьей шкуре Б) тише воды, ниже травы
В) вольная птица Г) заячья душа
5. (1 балл) В каком предложении слово ОДЕТЬ употреблено неправильно?
А) Ослепительный снег одел все горы и преобразил их.
Б) Мы долго рассуждали, как потеплее одеться завтра.
В) Хочу одеть новое пальто и показать вам его.
Г) Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу.
6. (1 балл) В каком слове нет суффикса -яг-? Ответ подчеркните.
А) трудяга Б) фляга В) бедняга Г) бродяга
7. (1 балл) Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.
А) свежесть, куда-либо, небольшой Б) соавтор, лотерейный, продержать
В) модельер, уточнение, пресмешной Г) голосование, звездный, водянистый
8. (1 балл) В каких словах пишется буква О:
А) туш_нка Б) печ_нка В) клещ_м Г) монтаж_р
9. (1 балл) Выберите слово, в котором пишется буква З.
А) бе_цельно Б) _дешний В) ра_ценивать Г) _дача
10. (1 балл) Выберите слово, в котором пишется НН.
А) сви__ой жир Б) качестве__ое сырье В) песча__ый пляж Г) масле__ый блин
11. (1 балл) Укажите строчку, где во всех словах пишется буква Я.
А) завис…щий от условий, сто…щий рядом Б) бор….щийся за свободу, обещ…нный подарок
В) они мол…т о помощи, они мел…т муку Г) стро…щийся дом, име…щий ценность
12. (1 балл) В каком примере употреблено наречие?
А) обращать внимание (на)чистоту в квартире Б) наказать (за)частую измену В) снег падает (на)лицо Г) он (от)части прав |
13. (1 балл) В каком ряду все словосочетания со связью примыкание
А) постоянно сомневаться, работать на ноутбуке Б) кофе по-турецки, яйцо вкрутую
В) говорить невпопад, рассматривая себя Г) говорить вполголоса, развешивая белье
14. (1 балл) Укажите сложное предложение.
А) Попробуйте присесть возле костра и некоторое время посмотреть на огонь.
Б) Собирается вода в какой-нибудь впадине, и постепенно появляется озеро.
В) Жителям Севера олени заменили овец, коров, лошадей.
Г) Олимпийские игры в наше время стали общемировым праздником спорта.
15. (1 балл) В каком предложении составное глагольное сказуемое?
А) Население города будет интересоваться результатами проведённого на той неделе голосования.
Б) Идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
В) В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
Г) Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
16. (1 балл) В каком предложении должна быть запятая перед союзом и?
А) Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.
Б) Явился ты, защитник, поздно и не сумел помочь другу.
В) Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
Г) Целый день шел дождь и только к вечеру погода наладилась.
17. (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?