Выписка из ГОС ВПО специальности 0324101 «Реклама»
ДС.Ф.02 Массовые коммуникации и медиапланирование
Понятие коммуникации. Теории и виды коммуникации. Специфика функций отдельных средств массовой коммуникации. Факторы, определяющие границы и состав аудитории. Эффективность средств массовой коммуникации. Масс-медиа в структуре современной общественной жизни. Реклама в структуре современных масс-медиа. Новейшие информационные каналы.
Рабочая программа учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Л. М. Капустина
«___»__________________ 2011 г.
Массовые коммуникации и медиапланирование: Теория массовых коммуникаций
Программа учебной дисциплины
03.24.01 «РЕКЛАМА»
Екатеринбург
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели курса: освоение коммуникативистики как основы для формирования профессиональных умений и навыков специалистов по рекламе, менеджменту, маркетингу.
ЗАДАЧИ КУРСА:
· знакомство студентов с основами современных коммуникативных подходов, парадигмами коммуникативистики,
· овладение базовыми теоретическими позициями, необходимыми для освоения содержания основных дисциплин соответствующих специальностей.
· формирование у студентов первичных умений и навыков теоретического анализа массово-коммуникационных процессов и явлений.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Массовые коммуникации и медиапланирование: Теория массовых коммуникаций» относится к разделу ДС.Ф.02 ГОС ВПО
Изучение данной дисциплины предполагает наличие знаний, полученных студентами по общей экономической теории, философии, психологии, социологии. Студент должен владеть навыками работы с научной литературой, уметь работать на компьютере, систематизировать прочитанный материал.
Курс создает предпосылки для последующих курсов «социология массовых коммуникаций», «психология массовых коммуникаций», «семиотика», «социальная антропология», «деловое общение».
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать:
· понятийный аппарат современных теорий коммуникации,
· концептуальные подходы в современной коммуникативистике,
· социальные функции коммуникации,
· социокультурные и философские основания коммуникативной проблематики.
2) Уметь:
· выявлять парадигматические основания различных позиций в коммуникативных отношениях,
· различать специфические коды и лексикоды в многоканальных сообщениях,
· проводить анализ моделей коммуникативных ситуаций.
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации;
· механизмами конструирования брендовой мифологией;
· основами сторителлинга
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет ---- часов, в том числе:
- – аудиторных –34 (лекций –18 ч, практических занятий –16 ч), самостоятельная работа – 34 ч.
Форма промежуточной аттестации – экзамен.
Структура и трудоемкость дисциплины представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура и трудоемкость дисциплины
п/п | Наименование разделов, тем | Аудиторные занятия (час.) | Самосработа (час.) | Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации | |
Лекции | Лабораторно-практические занятия | ||||
Понятие коммуникации. Диалог и массовая коммуникация. Язык. | самоконтроль, индивидуальный опрос | ||||
Теории массовой коммуникации | самоконтроль | ||||
Модели коммуникации | самоконтроль, контрольная работа | ||||
Функции коммуникации. | Самоконтроль, индивидуальный опрос | ||||
Виды массовой коммуникации. Семиотика массовой коммуникации. | Самоконтроль, индивидуальный опрос | ||||
Межличностная коммуникация | самоконтроль, контрольная работа | ||||
Коммуникатор и коммуникативная среда. Коммуникативные роли | самоконтроль | ||||
Барьеры коммуникации | Самоконтроль, индивидуальный опрос | ||||
Коммуникация в организациях | самоконтроль, индивидуальный опрос | ||||
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Понятие коммуникации. Диалог и массовая коммуникация. Язык.
Понятие коммуникации. Теории и виды коммуникации. Становление теории коммуникации. Интердисциплинарность коммуникационной проблематики. Коммуникация и информация. Коммуникация и общение. Классическая (нъютоновская) парадигма и неклассическая парадигма в коммуникативистике.
Базовая модель коммуникации, ее структурные элементы (У. Эко) Коммуникативный процесс.Специфика социальной коммуникации. Понятия кода, лексикода, денотата и коннотата, семантического шума. Соотношение понятий «диалог» и «коммуникация». Основные концепции диалога (М. Бубер, К. Ясперс, М. Бахтин).
Язык. Структурные элементы. Теории языка. Религиозно мифологические представления о природе языка. Научные теории языка. Ф. Соссюр. Структурная лингвистика. Неопозитивизм. Аналитические теории. Языковая игра (Л. Витгенштейн), дискурс лингвистическое и философско-культурологическое его понимание. Теория речевых актов.