Всероссийская олимпиада школьников по географии
II муниципальный этап. Аналитический этап
Учебный год. 8 класс (задания)
(Время на выполнение работы – 2 астрономических часа)
(Задания выполняются с использованием школьных атласов)
Задание 1. Рассмотрите план местности. Оцените, какой из участков, обозначенных на плане цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок участников школьной горнолыжной спартакиады. Приведите доводы для обоснования своего ответа.
Итого за задание: 6 баллов
Задание 2. Прочтите фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.
«… клянусь вам, что этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то кольцо; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где леса низкорослы, а травы гигантской высоты; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших…».
1. Как называется материк, о котором идет речь?
2. О каком «четвероногом с клювом» упоминает рассказчик?
3. Какая природная зона занимает наибольшую территорию в пределах этого материка?
4. Какие группы необычных млекопитающих встречаются на материке?
5. Как называется «внутреннее море», упомянутое в рассказе?
6. В какой части материка расположена его самая высокая горная страна и как она называется?
7. Зачем «листья обращены к солнцу не своей поверхностью»?
8. Из какого произведения взят фрагмент?
9. Кто автор произведения?
Итого за задание: 9 баллов
Задание 3. Приведенный список составлен из слов четырех групп, в которые слова объединены по какому-то общему признаку.
барометр | дельта | нивелир | эхолот | |||
перевал | хребет | приток | водораздел | |||
суховей | бриз | муссон | самум | |||
межень | гигрометр | флюгер | штиль | |||
пик | устье | смерч | увал | |||
плоскогорье | жёлоб | бассейн | психрометр | |||
баргузин | плато | курвиметр | губа |
Объедините предложенную «географическую смесь» в четыре группы по семь слов в каждой. Поясните, по какому признаку вы произвели разбивку?
Итого за задание: 9 баллов
Задание 4.
Рис. 1 | На рисунке представлены климатограммы пунктов, располагающихся вдоль одной параллели в порядке с запада на восток. Цифрами даны значения средней годовой температуры и годового количества осадков. 1. Определите эту параллель. 2. Назовите физико-географические районы, в пределах которых располагается каждый из пунктов. 3. Для каждой климатограммы определите тип климата. 4. Для каждого типа укажите основные отличия от остальных. 5. Выделите 1-2 главных климатообразующих фактора для каждого типа. Итого за задание: 16 баллов | |
Рис. 2 | ||
Рис. 3 | ||
Рис. 4 |
Всего за работу: 40 баллов