Внутренняя и внешняя политика Ельцина в 1992-1999 гг.




Внутренняя политика Б. Н. Ельцина.

12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР.

После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Практически все российские автономии сразу же заявили о своем суверенитете, а некоторые из них даже взяли курс на выход из состава Российской Федерации.

В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской Федерации Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.

В новой Конституции России президентской командой был предложен Проект, который предусматривал наличие «сильной» президентской республики. Представители Верховного Совета, наоборот, настаивали на концепции «сильного» парламента. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России деятельность правительства была оценена резко отрицательно

Президентская сторона, не желая упускать инициативу, выступила с предложением проведения референдума о доверии Президенту, его социально-экономической политике, о необходимости проведения досрочных президентских выборов и проведении перевыборов народных депутатов. Предложение на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние, ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.

В условиях этого опасного баланса сил и интересов Б.Н.Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о проведении конституционной реформы, первым шагом к реализации, которой был роспуск Верховного Совета и проведение в декабре нового референдума о новой конституции России, а также выборов в новые государственные органы власти. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными и объявили об отстранении его от должности. Обязанности главы государства временно возложил на себя вице-президент А.В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

Силовое решение этого конфликта позволило Б.Н.Ельцину провести 22 декабря 1993 года выборы в двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную думу). Состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето. Российская Федерация становилась президентско-парламентской республикой.

17 декабря 1995 года, состоялись выборы нового парламента Российской Федерации

Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке.

Разработка новой Конституции

Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.

Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти.

Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет. Напряжённая борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 г. и первые девять месяцев 1993 г.

Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.

Политический кризис 1993 г. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум) согласованный проект Основного закона.

Конституция.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации - органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.

Внешняя политика.

В начале 90-х гг. основную цель своей внешней политики российское руководство видело в обеспечении международной финансовой помощи со стороны Запада. В связи с этим был взят курс на установление союзнических отношений с США и с ведущими европейскими странами. В 1992 г. была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Россия присоединилась к конвенции о запрещении химического оружия. В 1994 г Российская Федерация досрочно вывела свои войска из Германии и присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Со второй половины 1990-х гг. отношения России со странами «Большой семерки» стали строиться по схеме «7 + 1».В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона — вопросы экономической помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.

В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиционные экономические связи были нарушены, и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза.

Российская многопартийность

Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг.

Деятельность КПСС указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала самой массовой политической партией страны. Её численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек.Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.

Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. Но под влиянием экономических неудач, особенно после кризиса 1998 г., настроения людей изменились. Численность либеральных партий снизилась, а программные установки были скорректированы.

ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат — избирателей, поддерживающих её на всех выборах.

 

Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995—2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли партией власти.

Президентские выборы 1996 г.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачёв, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.

Результаты политического развития в 90-е гг. XX в.

Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей.

Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм.

Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления.

Государственные и местные органы власти впервые избирались путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: